Найти в Дзене

«Как бы мы ни латали, штаны всегда рвутся»: почему в Казани ездят старые автобусы

Оглавление

В столице Татарстана возраст некоторых «краснобусов» достигает 14 лет. Замены требуют 263 машины. Однако денег у перевозчиков нет даже на зарплату водителям.

Проблема общественного транспорта для Казани не нова. Кто только ни ругал автобусы столицы Татарстана: начиная от простого рабочего и заканчивая раисом республики Рустамом Миннихановым. Однако с каждым годом проблема продолжает усугубляться.

«Мелкий ремонт происходит постоянно»

Средний возраст казанских автобусов подобрался к семи годам, а некоторым из них и вовсе 14 лет. Стоит сказать, что «краснобусы» — самые старые среди других видов наземного городского транспорта Казани. Для сравнения: средний возраст трамваев — 6,5 года, троллейбусов — 6,6 года.
Возраст дант о себе знать. Ежедневно с маршрутов из-за технических неисправностей сходит от 15 до 30 автобусов. Это приводит к тому, что пассажирам приходится ждать транспорта значительно дольше. Например, маршрут №1, который ходит от Речного порта до Дербышек, двигается с интервалом в 10 минут. Сход машины приведет к тому, что ждать придется 20 минут. В случае с маршрутом №90 до Куюков время ожидания увеличится с 23 минут до 46. Что произойдет, если сойдут два автобуса подряд, говорить не нужно.
На недавнем брифинге уполномоченный по правам человека в республике
Сария Сабурская рассказала, что получила 1,3 тысячи жалоб на общественный транспорт. Большая часть из них (41%) связана с долгим ожиданием автобусов.
— 40 минут автобуса ждут — это же вообще безобразие! — возмущался на итоговой коллегии Минтранса РТ Рустам Минниханов.

  📷
📷

Износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Наиболее изношен парк Казани — замены требуют 263 автобуса. Например, МУП «ПАТП №2» надо обновить 136 автобусов — это 30% автопарка предприятия. При этом МУП обслуживает 19 маршрутов, которыми пользуются в день 240 тысяч казанцев.
— На сегодняшний день у нас эксплуатируются машины 2012 года в количестве 80 единиц, то есть им уже 14 лет. Естественно, машины изнашиваются, так как у них пробег по миллиону километров. Срок их службы — 10 лет. Автобусы устарели: и по ходовой части, и по двигателям. Мы стараемся чинить, но как бы мы ни латали, штаны всегда рвутся, — рассказал о ситуации гендиректор МУП «ПАТП №2»
Альберт Мухаметшин.
В ООО «Байлык №3» замены требуют 16 автобусов. Но, несмотря на такое маленькое число, эта цифра составляет 70% от автопарка организации. ООО «Байлык №3» обслуживает лишь два маршрута — №11 и №43. По словам замдиректора организации
Руслана Юсупова, машины сходят с маршрутов каждый день из-за своей изношенности. Из 25 автобусов на рейс выходят лишь 19.
— Мелкий ремонт происходит постоянно, так как у техники износ большой, пробеги огромные, автобусы каждый день проходят по 30 километров. И от 20 до 30% сход, утром машины выезжают в полном составе, а днем начинается сход с маршрутов, — отметил замдиректора.

«Без федеральной поддержки это сложно выполнить»

Последний раз крупное обновление казанского автопарка произошло в 2020 году. Тогда в МУП «ПАТП №4» поступило 20 новых низкопольных автобусов экологического класса «Евро-5». Всех их направили обслуживать маршрут №29. Двумя годами ранее автотранспортные предприятия Казани получили первую партию из 30 автобусов. Их отправили в МУП «ПАТП-2», МУП «ПАТП-4», ООО «КПАП-7» и ООО «Республиканский автовокзал», ООО «Байлык №3», ИП Умарова С.М., ООО «Агромир». Эти предприятия обслуживают в общей сложности 81% городских автобусных маршрутов.
Автопарк удалось обновить благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Однако с того момента прошло уже четыре года, а это значит, что когда-то новенькие «краснобусы» повторят судьбу своих предшественников — начнут выходить из строя.

  📷
📷

После 2020 года автобусный парк в Казани больше не менялся. Всему виной пандемия новой коронавирусной инфекции, которая значительно урезала доходы перевозчиков.
— Что касается дальнейшего обновления подвижного состава, то без федеральной поддержки это сложно выполнить, — говорил на одном из деловых понедельников мэр Казани
Ильсур Метшин два года назад.
В 2023 году для помощи перевозчикам Татарстан подключился к двум программам обновления общественного транспорта:

  • — льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых (такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания, это выгоднее коммерческого лизинга);
  • — казначейские кредиты, условия предоставления которых пока еще в работе на федеральном уровне.

Сможет ли общественный транспорт выкарабкаться из кризиса

В том же году чиновники пообещали приобрести для столицы РТ 253 новых автобуса, еще 90 — для Набережных Челнов. Автоград уже получил часть автобусов, а вот Казань продолжает ждать. Перевозчики объяснили это тем, что производственные мощности поставщиков оказались перегружены. Однако до начала БРИКС автопарк столицы Татарстана обещано обновить.
Обновление казанского автопарка — это, конечно, прекрасно. Но из кризиса отрасль это вряд ли вытащит. Перевозчики отмечают сильную нехватку водителей. По словам Альберта Мухаметшина, персоналу приходится перерабатывать.
— Нам нужны дополнительные средства, чтобы увеличить зарплаты сотрудникам. Сейчас у нас острая нехватка персонала, поэтому в дневное время мы вынуждены увеличивать интервалы между рейсами, а вечером сокращать количество кругов, — добавил гендиректор МУП.
Сегодня зарплата водителей автобусов составляет 75 тысяч рублей, кондукторов — 35−40 тысяч рублей. У ремонтных рабочих средняя зарплата — 55 тысяч рублей, инженерно-технических работников — 65 тысяч рублей.

  📷
📷

Главный источник дохода перевозчиков — билетная выручка. Однако, как говорят участники рынка, этого еле-еле хватает. Не решен и вопрос полноценных компенсаций за перевозку льготников, поездки которых убыточны для перевозчиков. За одну поездку льготника бюджет РТ выплачивает 28 рублей, что на 10 рублей ниже, чем поездка обычного пассажира по банковской или транспортной карте.
В прошлом месяце часть маршрутов казанских автобусов сократили. Теперь некоторым казанцам приходится платить в два раза больше. Решит ли это проблемы общественного транспорта, перевозчики ответить затрудняются.