Может ли на первый взгляд банальная романтическая комедия, оказаться фильмом с глубоким для психологического разбора сюжетом?
С одной стороны достаточно избитый сценарий о том, как красавчик влюбляется в «дурнушку». С другой - полный набор жизненной психологии, манипуляций и других приемов создания привязанности между мужчиной и женщиной. Этот фильм раскрывает особенности разных психологических типов людей и тонкости их взаимодействия.
Предлагаю к вашему вниманию психологический разбор российского фильма 2016 года. Название закреплю в первом комментарии, так как в нем есть запрещенное для Дзена слово.
В ролях: Станислав Бондаренко, Анастасия Савосина, Антон Сёмкин.
В статье будут спойлеры!
Подписывайтесь на канал, если статья для вас будет интересной, впереди у нас все больше и больше психологических разборов на примерах из жизни.
Типология личности главных героев:
Фильм начинается со знакомства с Иваном
Типичный истероид по типу личности. Будучи обладателем «сладенькой» внешности, Иван не знает недостатка в женском внимании, постоянно меняя дам, как перчатки.
Стратегия: игра на короткой дистанции. Очаровать барышню приятной наружности, склонить к близости и уйти в закат. В общем, схема отработанная.
Будучи истероидом обладает всеми необходимыми качествами: умеет красиво говорить и пускать пыль в глаза, что помогает ему создать нужное первое впечатление. На большее не способен, так как большее ему и не интересно.
Полный бытовой инвалид, не способный даже яичницу себе пожарить. Собственно фильм и начинается с того, что наш герой лишается домработницы, которую оплачивал ему отец. А финансов на то, чтобы нанять новую нет. А научиться вести быт самостоятельно не входит в его планы.
Иван не придумывает ничего лучше, чем дать объявление о поиске соседки по квартире. Он сдает комнату бесплатно, в обмен на бытовое обслуживание: уборка и готовка. В объявлении указывает, что близкие (ну вы поняли) отношения с соседкой его не интересуют.
Интересный психологический момент: наш герой, как огня боится отношений с женщиной, с которой он будет жить на одной территории. Поэтому ищет соседку исключительно с лишним весом, так как такой девушкой «он точно не заинтересуется».
Главная героиня - Маруся
Эмотив по типу личности, поэтому основные её качества: эмпатия, доброта, стремление помогать другим. Этот тип людей сильнейшие эмпаты, поэтому не удивителен выбор профессии психолога.
Однако, она сапожник без сапог: героиня - психолог чисто на уровне теории и преподавания в университете. В реальной жизни совершенно не видит, когда её используют и ей манипулируют. С мужчинами отношения не клеятся: есть объект симпатии (Кирилл), но она ему не интересна.
В начале сюжета остро нуждается в жилье. А тут объявление Ивана: и квартира находится в непосредственной близости к её работе.
Кирилл - объект мечтаний главной героини
Типичный нарцисс по типу личности. Кирилл прекрасно видит, как Маруся пытается ему понравиться и угодить, и активно этим пользуется в своих интересах.
Попросить подменить на работе, пока идет на свидание со студенткой, а сказать, что отвозит лекарство бабушке? Проще простого!
Наша героиня, будучи душевной женщиной , абсолютно без второго дна, не видит подвоха, и помогает объекту своей симпатии искренне, не замечая подвохов.
«Ничего дальше своего носа не вижу», - говорит Маруся, когда узнает, что бабушка оказывается студенткой.
Кирил начинает проявлять интерес к нашей героине только после того, как узнает, что Маруся начинает жить с неизвестным ему мужчиной. Он совсем не может пережить, что рыбка может вырваться из его сети. Девушка - его «игрушка» и делиться он ни с кем не собирается.
Алена - временный объект страсти Ивана
Девушка миловидной наружности, с фигурой, поэтому во вкусе нашего главного героя.
Алена, как и Иван, истероидного типа личности. Поэтому все, что я пишу про главного героя, можно смело проецировать на второстепенную героиню. Иван и Алена абсолютно одинаковые. Разница только в половой принадлежности.
Нам не раскрывают её историю, но ясно, что корни психологических проблем героини уходят в детство. Не получив достаточно внимания от значимых взрослых (родителей), девочка ищет внимание во взрослой жизни.
Не смотря на приятную наружность, дама с глубокими комплексами, и смертельно боится, что её отвергнут. Алене наш герой не нужен. Да, есть небольшой интерес к симпатичному архитектору.
Но по-настоящему привязалась она в тот момент, когда наш герой не приходит на свидание (из-за того, что застрял в лифте). У девушки обостряются все её комплексы. Чувствуя себя отвергнутой, она решает завоевать сердце игнорщика.
Обостряет ситуацию то, что к концу фильма Иван предпочел ей женщину, которая обладает более скромными внешними данными по сравнению с Аленой. Факт, что полная дама, уводит её кавалера окончательно подрывает самооценку второстепенной героини.
Фактически, дама совершает роковую ошибку, и начинает бегать за Иваном. Стратегия заведомо проигрышная. Навязчивость убивает всякую ценность Алены для мужчины.
На примере фильма отлично видна разница между нарциссом и истероидом:
Эти два радикала личности часто путают, так как очень много общих черт. Истероидов часто обзывают нарциссами, а они ими (в большинстве случаев) не являются.
Оба героя самовлюбленные, оба используют женщин по полной, оба жаждут внимания.
Почему же один из них нарцисс, а другой истероид?
Главный герой будучи истероидом мальчик эмпатичный. Не смотря на всю поверхностность, он не стремится к «уничтожению» других людей, может искренне помогать и проявлять сострадание.
Если он и говорит обидные вещи - это от недалекости. Ляпнул, не подумав. Видно, что он не желает обидеть, поэтому сразу извиняется.
Его ветреность запустила детская травма, о которой мы поговорим чуть ниже. Еще не имея интереса к Марусе, как к женщине, он уже готов ей помогать, проявляет интерес к разговорам с ней. Отношения теплые.
Кирил же полностью лишен эмпатии. Он холодный в общении и расчетливый. Героиней он пользуется, и ничего в замен отдавать не желает. Она его игрушка. Об искренности речи вообще не идет.
Даже, когда он предлагает героине отношения, как женщине, он не говорит о чувствах, произнося фразу: «ты мне подходишь». Потому что дама для него «полезный аксессуар», не более.
На самом деле, самое мудрое решение героиня приняла тогда, когда отказалась от отношений с этим чудаком на букву м. Так как ничего кроме как саморазрушения от этих отношений она бы не получила.
С некоторыми из видов нарциссов жить можно, даже счастливо, но это должна быть хитрая и расчетливая женщина-манипулятор. Маруся же девушка с открытым сердцем и душой. Кирилл бы её просто разрушил.
Как же наша героиня по рукам и ногам связала главного героя?
1. Она показала свою полную не заинтересованность в нем, как в мужчине.
Наш герой избалован в женском внимании. Вероятно, что ему и раньше приходилось слышать отказы, но это было от девушек с эффектной (на его вкус) внешностью. Нашу же героиню Иван считывает, как некрасивую, с лишним весом.
«Да кому ты нужна», - как-то ляпает ей Иван.
Главный герой описывает её небрежным словом «домовиха». И тут она совершенно искренне сообщает ему, что он не в её вкусе.
«Ой, не переживайте, пожалуйста, вы совершенно не в моём вкусе»
Ниже вы видите фотографию его лица в данный момент.
Это вызывает у героя ступор.
- Почему это?
Несомненно, данная фраза кольнула самооценку главного героя.
2. Душевный разговор:
Так получается, что Маруся застревает с Иваном в лифте. В итоге наши герои проводят наедине несколько часов, которые помогают им близко познакомиться.
Эмотивы (Маруся) очень приятные в близком общении люди. От них искренне исходит теплая энергия, поэтому с ними «комфортно» делиться самым сокровенным. Иван рассказывает «домовихе» историю его детства.
Именно в этой истории кроется тот внутренний конфликт героя, на котором выстроена его истеричность:
В 15 лет он лишился мамы. Отец не выдерживал одиночества, и постоянно находил себе новых жен. Подросток не смог смириться с новыми женщинами отца, счел это предательством, и ушел из дома.
Разумеется, что Ивану не хватало внимания: мамы не стало, с отцом душевной близости нет. Истеричке (тип личности) и нужно получать внимание в зрелом возрасте, так как они пережили его недостаток в детском.
Наш герой боится привязаться к женщине, поэтому умеет только пускать пыль в глаза, пряча себя настоящего.
Я думаю, что он впервые делился самым сокровенным с женщиной, впервые был с девушкой уязвимым. Это автоматически сделало Марусю особенной.
А мне понравилось застревать с тобой в лифте, - говорит Иван.
3. Герой ухаживает за Марусей, когда она заболевает
Опять же - Иван впервые заботится о женщине: заваривает ей чай, готовит суп, смотрит с дамой мультики. Тем самым, он инвестирует в женщину свое время и искреннюю заботу. И делает это без корыстного умысла.
Обычно самая большая его инвестиция: билеты в театр или оплата ужина в ресторане. Эмоционально он никогда не вкладывался в женщину.
4. Совместная цель:
Совместные цели сильно сближают людей. В данном случае герой хочет избежать «выгодного» брака с дочкой бизнес-партнеров своего отца.
Он уговаривает Марусю притвориться его невестой. Данной «короткой» цели оказалось достаточно, для того, чтобы герои сблизились еще сильнее.
5. Иван ведет Марусю в свою любимую шашлычную, в которую никогда не водил других женщин
В благодарность за помощь герой приглашает Марусю на ужин. И ведет её в кафе, которое очень любит, но не водит туда своих многочисленных женщин.
- Почему ты не водишь сюда подруг?
- Антураж не тот. На женщин нужно производить впечатление.
- Но меня же ты привел.
- Ты не женщина, ты - друг. С тобой можно быть самим с собой.
Вот это «самим собой» на подсознании Ивана добавило Марусе статус эксклюзивности. Она не такая как все женщины, с ней можно быть самой собой. И он впервые ощутил искреннюю заинтересованность в человеке, а не просто желание использовать дамское тело.
Внезапное открытие, которое Иван произносит вслух: дамы с формами могут быть тоже очень красивыми.
Почему эти два героя созданы друг для друга?
Все просто: он застрял в своей детской травме. Психологически мужчине все еще 15 лет, и он все еще переживает утрату своей матери.
А наша героиня, как раз, живет и проявляет себя через архетип Матери. У нее внутренняя потребность проявлять материнскую заботу о ближнем.
Тем самым, герои помогают закрыть внутренние дыры друг-друга, что и приводит нас к хеппи энду.
Таким образом, если посмотреть данный фильм, не просто как на глупую комедию, а с более пристальным анализом, то можно погрузиться в психологию межчеловеческих отношений. Мне фильм понравился. Это не шедевр кинематографа, но как легкое «чтиво» для поднятия настроения мне вполне подошел.