Каждый родитель должен помнить о том, что даже у самых замечательных, умных, одарённых детей могут возникать проблемы.
Наличие у ребёнка дислексии не означает, что он не сможет добиться успехов, что для него невозможно блестящее будущее. Но родителей часто пугают перспективы, когда они узнают, что у их сына или дочери обнаружили дислексию.
Люди, у которых есть дети-дислектики, испытывают больший стресс по сравнению с остальными родителями. Им нужна психологическая поддержка, чтобы справиться со страхом, гневом и разочарованием. Но им также необходима информация о том, как помочь своему ребёнку.
Что представляет собой дислексия?
Если ребёнок с трудом осваивает чтение, и его навыки не улучшаются даже при надлежащем обучении, соответствующем возрасту, есть повод говорить о наличии у него дислексии.
Но это всего лишь предположение, а не окончательный диагноз, поскольку проблемы с чтением иногда возникают и по другим причинам. К тому же, сама дислексия является целым спектром специфических трудностей с обучением.
Дети с дислексией плохо запоминают буквы и цифры, им сложно выстраивать ассоциации между звуками речи (фонемами) и их изображениями на бумаге. При чтении они могут менять буквы местами, перескакивать с одной строчки на другую и пытаться угадать слова по общему смыслу текста вместо того, чтобы их прочесть.
Симптомов дислексии довольно много. Дети-дислектики не только испытывают трудности в школе, но и страдают от сопутствующих эмоциональных проблем. И прежде всего – от того, что они чувствуют себя «иными», «не такими, как все», «не вписывающимися в стандарты».
Стигматизация дислексии
Людям свойственно навешивать ярлыки. Они не всегда бывают негативными; иногда они упрощают понимание или служат средством выражения одобрения. «Солнце русской поэзии» – это, по сути, тоже ярлык.
Но чаще всего ярлык является отрицательной характеристикой, которую люди используют для того, чтобы отделить «своих» от «чужих». Проще не разбираться в том, что из себя представляет человек, а пометить его как «другого», «неправильного».
Из-за этого в обществе происходит стигматизация отдельных личностей, социальных групп или явлений. Стигме подвергается любой признак, который считается неприемлемо отличающимся от нормы. Дело не просто в различиях: умение человека быстро бегать или играть на музыкальном инструменте не стигматизируется. А вот то, что является «отклонением от нормы», получает негативный ярлык. Как люди с дислексией.
Такое отношение со стороны окружающих сильно влияет на самооценку, на то, как человек ощущает себя. Если школьнику твердить, что он «неспособный», то он перестанет прилагать усилия к учёбе. Исследования показывают, что люди под грузом навешенных на них ярлыков проявляют выученную беспомощность.
В обществе уже не один десяток лет идут дискуссии о том, стоит или нет признавать различия и «маркировать» детей. С одной стороны, диагноз необходим для того, чтобы ребёнок с дислексией получал нужную ему поддержку. С другой стороны, навешивание ярлыков может привести к дискриминации и изоляции.
Есть проблема и с формулировками. Даже медицинские определения – «расстройство», «страдать дислексией», «дефицит способностей» – могут кому-то показаться неуважительными. Кроме того, когда человека всю жизнь сопровождают подобные ярлыки, это не способствует укреплению его самооценки.
В какой поддержке нуждаются семьи, где есть дети с дислексией?
Специфические трудности с обучением чтению имеют 10%-15% школьников. Этим детям необходима педагогическая помощь, индивидуальные программы коррекции и наблюдение специалистов – при тесном сотрудничестве всех сторон, включая учителей и родителей.
Дети, которые получают такую всестороннюю поддержку, способны не только добиваться успехов в учёбе, но и демонстрировать выдающиеся результаты. В то же самое время, стигматизированные дети теряют мотивацию и переживают эмоциональные расстройства. Вот почему так важно, чтобы и родители, и учителя были подготовлены к работе с учениками, имеющими трудности в обучении. А родители должны помогать детям справляться с повседневными проблемами.
Дети с дислексией нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, чтобы преодолеть комплексы и обрести веру в свои силы. Но в такой же поддержке нуждаются и родители этих детей.
Исследования, проводимые психологами, показывают, что родители детей-дислектиков, узнав об их состоянии, в первое время испытывают шок. Потом у них появляются трудности из-за того, что они не понимают особенности своего ребёнка и не знают, что они могут для него сделать. У них возникает разочарование из-за несоответствия ожиданий и стресс из-за того, что они (по их мнению) плохо справляются с родительскими обязанностями.
Между тем, именно родителям принадлежит главная роль в том, чтобы адаптировать детей к окружающей среде. Именно та поддержка, которую ребёнок получает в семье, лучше всего способствует его прогрессу.
Психологическое сопровождение
Школьники с дислексией могут отлично успевать в тех областях, которые им легко даются, однако они сталкиваются с неожиданными для себя трудностями, когда не могут разобрать и прочитать текст. В этот момент они начинают чувствовать, что с ними «что-то не так», и это негативно отражается на их самооценке.
Такие дети будут сравнивать себя со сверстниками, будут пытаться скрыть свои трудности, переживать отчуждение со стороны одноклассников. Всё это приводит к возникновению эмоциональных и социальных проблем.
Роль родителей заключается в том, чтобы научить детей верить в себя и хвалить их за усилия, а не только за результат. Но и сами родители тоже нуждаются в психологической поддержке.
Психолого-педагогическая помощь детям с дислексией и их семьям преследует следующие цели:
- Узнать больше о личности ребёнка и о том, какие отношения установлены между ребёнком и родителями;
- Рассказать родителям об особенностях их ребёнка: с какими трудностями он может столкнуться, какие есть методы коррекции дислексии и каких результатов можно ожидать;
- Сформировать у родителей позитивные установки;
- Повысить мотивированность семьи к оказанию поддержки ребёнку с дислексией;
- Помочь родителям и детям выработать навыки общения с окружающим миром;
- Научить родителей и детей преодолевать психологические барьеры
При первой встрече психолог старается установить контакт с семьёй и определить особенности развития ребёнка. После этого он может предложить индивидуальную программу работы с ребёнком и консультации для его родителей.
Психолог также проводит встречу с педагогами, которые обучают ребёнка-дислектика, и даёт им свои рекомендации.
Помощь со стороны школы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает равный доступ детей к образованию – в том числе и для тех, у кого есть особые потребности. В законе также сказано о том, что в школах должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения учащихся. Однако, с практической реализацией этих требований есть сложности. До 2/3 российских педагогов ничего не знают о дислексии. Ситуация с наличием подготовленных специалистов выглядит ещё более удручающей – особенно, если речь идёт о провинции.
Между тем, учителя должны иметь хорошую информированность о дислексии, потому что до 30% школьников в России имеют проблемы с обучением, а у 10-15% учеников отмечаются лёгкие когнитивные расстройства.
Понимание и сочувствие со стороны педагогов имеют такое же важное значение, как специальные методики обучения. Учителя хорошо знают сильные и слабые стороны каждого ученика и могут организовать учебный процесс так, чтобы удовлетворять различные потребности детей.
Учитель может разрешить ученикам с дислексией использовать вспомогательные устройства – например, диктофоны. Он может освободить их от выполнения каких-то задач, в которых дети не сильны. Он может подготовить наглядные пособия, которые помогают понять материал урока.
Учитель также должен тесно сотрудничать с родителями, чтобы усилия по преодолению дислексии не пропали даром. Он расскажет, над чем школьнику нужно поработать, какие у него есть проблемы в классе и в отношениях с товарищами, за что его нужно похвалить.
Дислексия остаётся с человеком на всю жизнь, но если ребёнок получает в школе адекватную поддержку, то он сможет достичь успеха и построить прекрасную карьеру.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.