92,6K подписчиков

"Обратная сторона китайского автопрома": зачем в Поднебесной выбрасывают десятки тысяч новых автомобилей на свалку

63K прочитали

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам. Телевидение постоянно показывает репортажи с китайских авто-выставок, где демонстрируют очередное чудо техники с голосовым помощником, огромными экранами и мощным двигателем. При этом европейские производители якобы, только и могут, что удивлённо разводить руками.

Подписывайтесь на канал, чтобы видеть еще больше полезных статей, ну а мы едем дальше.
В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.

Но давайте посмотрим на ситуацию трезво. Китайцы не захватывали наш рынок – им его фактически подарили. В то время как в других странах к китайским авто всё ещё относятся с осторожностью. Из-за известных событий, сегодня с иномарками в России непросто, а тут Китай предлагает автомобили, напичканные технологиями, да ещё и по привлекательной цене.

Взять, к примеру, HiPhi Z – машину стоимостью как средненький "мерин", но по оснащению сравнимую с космическим кораблём. Компания-производитель тоже вызывает уважение. Основанная в 2017 году, она уже к 2022 добилась серьёзных успехов.

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-2

Так вот, представляете, они недавно объявили о банкротстве! Оказывается, эти ребята не смогли раскрутиться как следует. Пришлось им даже свой единственный завод в Шанхае прикрыть. А всё почему? Да потому что они, как и многие другие китайские автопроизводители, решили начать с люксовых моделей. Знаете, таких дорогущих, от 700-800 тысяч юаней. Идея-то вроде неплохая: сначала стать крутым брендом, а потом уже цены снижать и на массовый рынок выходить. Ну как Tesla когда-то с Model S начинала.

Но вот незадача - в автопроме всё решает масштаб. А с этим у "Human Horizons" как раз и не сложилось. К слову, компания Лисян сообщает, что им нужно продавать 30 тысяч машин в месяц, чтобы просто держаться на плаву . А "Human Horizons" за весь 2023 год всего 10 тысяч продали. Ну и как тут выживать?

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-3

А всё потому, что китайский авторынок сейчас - это просто какое-то поле битвы. Тут тебе и западные бренды, и японцы с корейцами - все хотят кусок пирога отхватить. Они даже специальные модели для Китая делают, например удлиненную Audi A7 выпустили с кучей экранов, и стоит она дешевле, чем в Европе.

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-4

И это ещё не всё! Недавно в сети появились фотки огромных свалок с новенькими электромобилями Netto EV. И что самое интересное - все эти машины с номерами и уже как бы проданы. Зачем производить столько машин, чтобы потом их на свалку выбросить?

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-5

А дело-то вот в чём: в Китае производство автомобилей часто идёт без особого контроля. Компании штампуют машины не для людей, а чтобы получить побольше денег от государства в виде субсидий.

В случае с автомобилями Net EV, ситуация аналогичная. Компании-прокладки производят большое количество машин, фиктивно "продают" их сами себе, чтобы получить финансовые выплаты от государства.

Но зачем государству поддерживать такую схему? Ответ прост: Поднебесная стремится выиграть международную гонку в автомобилестроении. Они хотят показать миру, что продажи их электромобилей превосходят продажи Tesla и других конкурентов. Это вопрос престижа, если так можно выразиться.

Однако Китай не ограничивается только манипуляциями с цифрами.
Помните, как раньше многие критиковали внешний вид китайских авто? Теперь ситуация кардинально изменилась. Компании переманивают лучших дизайнеров мира. Создатели Bentley, Volvo и других премиальных брендов теперь работают на китайские автоконцерны.

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-6

Также взгляните на маркетинговые ходы: китайское подразделение Porsche, например, устраивает шоу с розами, вываливающимися из нового автомобиля при покупке. Эффектно, не правда ли?

Однако главное оружие автопроизводителей из Поднебесной - это цена. В то время как во всем мире цены на авто растут, в Китае они... падают! Крупные концерны вроде BYD постоянно снижают стоимость своих моделей, и западные конкуренты просто не успевают за этой гонкой.

Более того, целенаправленно создаются автомобили, сопоставимые по характеристикам с премиальными западными брендами. Представьте: покупатель в Шанхае выбирает между Porsche Cayenne за 160 тысяч долларов и китайским Aito M9 за 70 тысяч. При схожих параметрах выбор очевиден, не так ли?

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-7

Но как удается держать такие низкие цены? Ответ кроется в комбинации факторов. Это и государственные субсидии, масштабы производства и более низкие затраты на рабочую силу.

Стоит отметить, что китайские (да и российские) потребители пока не готовы к такому огромному количеству новых брендов, которые буквально хлынули на рынок за последние несколько лет. Мы привыкли к тому, что BMW ассоциируется с отличной управляемостью и скоростью, а Mercedes - с комфортом и статусом. А вот что такое Hongqi, Xpeng или Geely-многим пока неясно.

Но есть и более серьезная проблема. Технологическое обновление китайских автомобилей происходит настолько быстро и масштабно, что это влияет на их остаточную стоимость. По статистике, некоторые китайские машины могут терять до 70% стоимости за первые 5 лет. Именно поэтому многие в самом Китае по-прежнему отдают предпочтение проверенным временем брендам вроде BMW и Mercedes.

В последнее время новости пестрят сообщениями об успехах китайского автопрома. Кажется, что китайцы совершили невозможное – создали высокотехнологичные автомобили по доступным ценам.-8

Интересно, что эта ситуация находит отражение и в России. Взять, к примеру, нашумевший "Москвич 3". По сути, это китайский JAC GS4, который в Китае на вторичном рынке стоит около 500 тысяч рублей. В России же его продают более чем за 2 миллиона. Абсурд? Безусловно.

Несмотря на положительные обзоры в медиа, реальные покупатели часто остаются недовольны, осознавая, что приобрели "китайские жигули" за несоразмерные деньги. Более того, на старте продаж "Москвича 3" в российских автосалонах можно было купить оригинальный JAC GS4 на 300 тысяч рублей дешевле.

Что касается будущего, то, хотя однозначного ответа пока нет, настоящее уже явно за китайцами. В 2023 году им удалось обогнать даже Tesla по продажам на мировом рынке.

Однако покупка китайского автомобиля все еще сопряжена с определенными рисками. По данным РБК за 2023 год, количество китайских авто, попадающих в СТО на ремонт, увеличилось на 15-25%, а стоимость их ремонта выросла в полтора-два раза. Кроме того, многие автосервисы в СНГ и России пока не имеют достаточного опыта в обслуживании этих машин.