Когда человек осознаёт свою свободу и ответственность за свою судьбу, он сталкивается с пугающим одиночеством. Экзистенциальная изоляция, возникающая из непреодолимой пропасти между индивидом и другими существами, является ещё одной важной проблемой, с которой каждому приходится столкнуться в процессе психологического развития.
Хельмут Кайзер, психотерапевт XX века, утверждал, что становление личностью влечёт за собой полную, фундаментальную, вечную и непреодолимую изоляцию.
Тот факт, что становление личностью предполагает изоляцию, объясняет, почему многие люди избегают процесса становления личностью, предпочитая вместо этого облегчить своё чувство одиночества через конформизм и растворение в толпе.
Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» подчёркивает тесную связь между экзистенциальной изоляцией и конформизмом:
«… человек полностью принимает тот тип личности, который предлагают ему культурные образцы; и поэтому он становится точно таким, как все остальные, и таким, каким они ожидают его видеть. Несоответствие между «Я» и миром исчезает, а вместе с ним исчезает осознанный страх одиночества и бессилия… Человек, который отказывается от своего индивидуального «я» и становится автоматом, идентичным миллионам других автоматов вокруг него, больше не должен чувствовать себя одиноким и тревожным. Но цена, которую он платит, высока: это потеря своего «Я».
Путь к становлению личностью требует, чтобы человек не избегал этой изоляции, а принимал её, преодолевал и развивал способность активно встречать чувство одиночества и покинутости миром.
Одиночество и ощущение покинутости миром могут заставить человека сомневаться в смысле жизни — ещё одна главная проблема, с которой сталкивается каждый.
В наше время многие люди пытаются справиться с вопросом о смысле жизни, который Альбер Камю назвал «самым важным вопросом для всех». Однако решение этой проблемы имеет большое значение, ведь, как сказал Карл Юнг, «смысл делает многое, возможно, всё, переносимым».
Многие экзистенциалисты подчёркивают, что высший смысл человеческого существования недостижим, как сказал Виктор Франкл: «Высший смысл обязательно превосходит конечные интеллектуальные способности человека». (Поиск смысла человеком, Виктор Франкл)
Однако, хотя высший смысл жизни может быть непостижим, это не мешает человеку найти личный смысл или значение своего существования.
«Современные люди сталкиваются с задачей найти направление в жизни без внешнего ориентира. Как человеку создать свой собственный смысл — смысл, достаточно сильный, чтобы поддерживать свою жизнь?» (Экзистенциальная психотерапия, Ирвин Ялом)
Конструирование собственного смысла — индивидуальное дело, требующее индивидуального подхода, однако многие мыслители считают самоактуализацию наиболее эффективным решением.
Аристотель в IV веке до н. э. утверждал, что истинная цель каждой вещи — реализация её сущности или актуализация скрытых возможностей. Цель желудя — превратиться в здоровое дерево, а цель человека — раскрыть внутренние способности. Эта идея выражена в словах древнегреческого поэта Пиндара: «Стать тем, кто ты есть».
Стать тем, кто ты есть, — это не просто, а требует самопознания, решимости и смелости, и, таким образом, это цель или смысл, достойные и достаточные для поддержания чьей-либо жизни.
«… разумно предположить, что в каждом человеке… присутствует активное стремление к развитию, росту или реализации человеческих возможностей. Но мы сразу же сталкиваемся с печальным осознанием того, что так мало людей достигают этого. Лишь малая часть человечества достигает точки идентичности, или полной человечности, самоактуализации.» (Дальнейшие познания человеческой природы, Абрахам Маслоу)
Основные проблемы, структурирующие и ограничивающие наше существование — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность — могут вызывать страх и казаться трагичными, но с ними можно примириться, размышляя о природе человека и активно работая над принятием судьбы, которая объединяет всех нас.
✅ Хотя эти ключевые вопросы не имеют однозначных решений и не могут быть решены раз и навсегда, важно напомнить себе о силе человеческого разума, как говорил Сенека: «Нет ничего слишком сложного для человеческого разума, с чем нельзя было бы справиться, и что не стало бы привычным благодаря постоянной медитации». Каждый из нас способен интегрировать высшие проблемы человеческого существования в своё существо, размышлять над ними и, в конце концов, возвыситься над ними.
Как сказал Ницше: «Есть высоты души, с которых даже трагедия перестаёт выглядеть трагичной». Или, словами Карла Юнга: «Все величайшие и важнейшие проблемы жизни фундаментально неразрешимы… Их никогда нельзя решить, а только перерасти… То, что на более низком уровне приводило к самым диким конфликтам и эмоциям, полным паники, при взгляде с более высокого уровня личности теперь казалось бурей в долине, если смотреть с вершины высокой горы. Это не означает, что гроза лишена своей реальности; это означает, что вместо того, чтобы быть в ней, человек теперь находится над ней».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа