4,6K подписчиков

Можно ли буксовать на вариаторе и что будет если он перегреется

Не так давно в продажу поступила Lada Vesta с обновлённым 1.8 литровым мотором и вариатором. Сразу же после поступления автомобиля в продажу в сети стали появляться маркетинговые обзоры на данный автомобиль. В целом, в них ничего плохого нет, за исключением одного очень важного момента - каждый обзорщик пытался перегреть новый вариатор поползновениями в ледяную горку с активной пробуксовкой на ней и после продолжительных мытарств с гордостью заявлял что ему перегреть коробку не удалось.

Не знаю, делали ли они это по техзаданию заказчика обзора или же по велению собственного коллективного разума, но смысла в этом нет абсолютно никакого и сейчас я вам объясню почему.

Не нужно искать перегрев на вариаторе путём активных пробуксовок, если не хотите "положить" коробку раньше времени
Не нужно искать перегрев на вариаторе путём активных пробуксовок, если не хотите "положить" коробку раньше времени

Как быстрее всего сломать вариатор?

Итак, граждане обозреватели, якобы, хотели активной пробуксовкой перегреть вариатор получив на панели приборов сообщение о перегреве и ограничении мощности. Начнём с того, что программно это сообщение вкупе с включением аварийного режима работы можно сделать на абсолютно любой температуре - здесь всё зависит от производителя. Можно в принципе не выдавать это сообщение и не включать аварийный режим, тогда бы граждане обозреватели могли бы буксовать хоть весь световой день. Новая машина с новым вариатором им это позволила бы, скорее всего. Но это не отменяет вреда, который таким образом наносится вариатору.

Дело в том, что при активной пробуксовке на вариаторе мы сталкиваемся с двумя процессами:

  • Создаётся сильное трение металла об металл (ремень о конуса), что приводит к локальному перегреву в данных парах трения, о локальном перегреве никакой датчик вам не просигнализирует;
  • Как только то или иное колесо при пробуксовке цепляется за дорогу (а делают колёса это часто, даже на льду) происходит некий инерционный удар - ведущий конус дёргает ремень, а тот в свою очередь дёргает ведомый конус, что приводит к стачиванию ремня и образованию микро задиров на конусах.

Когда оба этих явления случаются одновременно, а это происходит практически всегда при активном буксовании на вариаторе - агрегат получает некоторое количество повреждений и естественно нагревается. На новом агрегате это не приведёт к сиюминутной поломке, но "здоровья" у него поубавит. Насколько? А вот насколько активно вы "жарили" вариатор пробуксовкой, настолько и убавит.

При активной пробуксовке ремень вариатора трёт и бьёт по конусам создавая зоны локального перегрева и задиры. За один сеанс пробуксовок вы вряд ли сломаете коробку, если она новая. Но вот "здоровья" у вариатора вы точно убавите
При активной пробуксовке ремень вариатора трёт и бьёт по конусам создавая зоны локального перегрева и задиры. За один сеанс пробуксовок вы вряд ли сломаете коробку, если она новая. Но вот "здоровья" у вариатора вы точно убавите

Цель данного вандализма?

А кроме как бессмысленным вандализмом его по другому и не назовёшь. Уважаемы обозреватели, скорее всего, сами не понимали чего именно они хотели добиться. Сломать за раз новый вариатор таким способом у них не получилось бы. Навредить смогли, да, а сломать - нет.

Перегреть? Так это понятие относительное. Что есть перегрев конкретной модели вариатора? Сообщение на приборной панели о перегреве и принудительное ограничение мощности? Так его можно выводить когда угодно. Да хоть вообще не выводить.

Хорошо, если производитель авто очень заботится о клиенте и выводит это сообщение вместе с ограничением как можно раньше, чтобы водитель своими действиями не нанёс вариатору существенного вреда. А если производитель в маркетинговых целях отодвигает температурный порог при котором срабатывает ограничение мощности, нанимает для демонстрации сего гениального решения блогеров, которые с умным видом терзают машину, а после с восторгом сообщают: "Да, перегреть этот вариатор намного сложнее чем предыдущий. Этот явно лучше. Вот что он позволяет с собой делать!".

Кажется чем-то не очень умным, да? Но данное техзадание ярко прослеживается во всех этих маркетинговых обзорах, да и выполнено оно топорно как под копирку.

Суть

Выделим несколько тезисов:

  • Активная пробуксовка крайне вредна абсолютно любому вариатору. Не столь важно, когда он "выкинет" вам сообщение на приборку о перегреве и ограничении мощности (чем раньше, тем лучше, на самом деле) - некоторую порцию повреждений агрегат при пробуксовках гарантированно получит.
  • Само сообщение при перегреве вместе с режимом ограничения мощности может появляться когда угодно, как это заблагорассудится производителю коробки или автомобиля. Можно программно включать данный режим позже, чем конкуренты, на более высокой температуре. Либо даже в ту же температуру, но достигать её медленнее за счёт объёма масла в коробке и его свойств, ведь ограничение срабатывает при нагреве масла.
  • Исходя из вышеизложенного, блогерские испытания вариаторов новых Вест не имеют абсолютно никакой логики и лишены любого смысла (кроме маркетингового). Да, они показали обывателю что добиться сообщения на приборке о перегреве вариатора не так уж и просто. Это говорит лишь о том, что буксуя зимой "надурняк" водитель сможет значительно сильнее навредить коробке, чем если бы данное сообщение с ограничением мощности срабатывало бы ранее. Но тогда бы обыватель говорил: "Фу, какой плохой вариатор, он так быстро перегревается". А теперь не скажет, так как данное сообщение выскакивает чуть ли не при закипании масла а коробке.
  • Если вы всё-таки смогли перегреть данный (или какой-либо другой) вариатор - можно вас поздравить с тем, что долгожителем он у вас уже гарантированно не станет. Повторите процедуру ещё пару-тройку раз чтобы встретиться с мастерами по ремонту автоматических коробок переключения передач.