В предыдущей статье речь шла об интеллекте и уме. Тему продолжу, рассмотрев еще три понятия.
Начнем с разума.
Метафорически я б сказал, что это «РАЗдвинутый, РАЗвернутый УМ».
Если ум – это познание и решение, возникающих по жизни проблем, то разум – это мышление многокритериальное – да, проблема решается, но как, что при этом происходит, меняется в связи с ее решением, какие другие (положительные и отрицательные) последствия, для кого, какие последствия будет иметь решение в будущем… Часто при этом принимающий решение учитывает мнение другого.
Мы говорим: «Ты поступил разумно/неразумно». Если разумно, то, возможно, в какой-то ситуации отказался от текущих выгод в пользу будущих преимуществ; пожертвовал одним ради другого… То есть, то что в ближнем рассмотрении кажется неправильным, в дальнем – правильно
Тут, конечно, важна точка зрения оценщика решения и принятые им критерии. Но, в любом случае, решения принимаются не только рациональной логикой – социальные, духовные, нравственные, экологические и другие оценки вмешиваются в сухой рационализм, а зачастую и подсказки нашего подсознательного.
В начале 80-х гг. моему отцу предложили должность главного инженера на строящемся заводе в городе на Западной Украине, а жили мы в Поволжье. Отец съездил, приехал восторженный, и чуть было не согласился, но мама была против, хотя и без особых обоснований, но «душа не лежала»; мы не поехали туда и решение, как понятно сейчас, было разумным.
В философии разум противопоставляется рассудку. Рассудок – это производное от «рассуждать». Очень часто рассуждение бесцельно – рассуждение ради рассуждения (болтовня мышления). Достаточно много таких людей. Это родственно умничанию. А если и есть цель, то на уровне физиологии, низших потребностей. Хотя, конечно, не без пользы для человека. Можно сказать, что рассудок – это очень приземленный ум.
Теперь про «мудрость», которая стоит на следующей ступеньке над разумом и имеет особенности:
– большой личный жизненный и ментальный опыт;
– признание социумом этого человека как уникальной мыслящей личности;
– чистое мышление без эмоциональных, корыстных и других зависимостей;
– глобальное мышление, основанное на какой-то мировоззренческой идее;
– может быть, что-то еще…
Что интересно, не отягощенные условностями, шаблонами, рамками поведения и прочее маленькие дети иногда выдают мудрые мысли, не зря говорится: «Устами младенца истина глаголет».
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»