Найти в Дзене
Сержик Моделист

Восстановление модели ГАЗ-13 "Чайка" (А15). 3D-печать и приёмы реставрации

Здравствуйте, друзья и гости канала!

Ко мне на восстановление приехала очередная красавица "Чайка" - саратовская модель автомобиля ГАЗ-13 (А15), выпущенная на ПО "Тантал", СССР.

За помощью по реставрации обратился один человек, который решил восстановить утраченную в детстве модельку "Чайки" и приобрёл её с рук на известном сайте. Однако, некоторые моменты на модели оставляли желать лучшего.

Рис. 1. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления
Рис. 1. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления

Изначально предполагалось решить следующие проблемы:

⛔ подкрасить сколы ЛКП на кузовных деталях и потёртости на задних фонарях;

⛔ поработать с заклинившей и искривлённой задней осью;

⛔ восстановить отсутствующий откидывающийся люк бензобака.

На первый взгляд вроде бы всё достаточно просто. Спойлер - нет! Но об этом проговорим дальше.

Рис. 2. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления
Рис. 2. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления

Моделька старенькая, из номерного периода (артикул А15 на донышке), выпущенная на ПО Тантал аккурат под поведение олимпийских игр 1980, ведь на заднем стекле красуется олимпийский мишка.

Рис. 3. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления (вид снизу)
Рис. 3. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) производства ПО Тантал до восстановления (вид снизу)

Разбор "Чайки" выявил скрытые дефекты и я теперь на 100% убедился в том, что модель уже была кем-то восстановлена (откровенно, так себе):

⛔ хромированный задний бампер (он же вставка для фиксации задней оси) сломан и криво приклеен к чёрному металлическому ложементу;

⛔ на задней оси стоят покрышки от неизвестной модели/игрушки;

⛔ с внутренней стороны кузова видны следы от клея на обоих стойках лобового стекла, а снаружи натёки черной краски (видимо, стойки были лопнувшими).

Рис. 4. Модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) в разобранном виде
Рис. 4. Модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) в разобранном виде

Для восстановления "Чайки" в запасах у хомяка-моделиста были найдены нужные детали: новая целая хромированная вставка и пара ранних покрышек с боковым швом, ведь модель у нас ранняя!

Рис. 5. Подобранные из запаса родные детали для восстановления модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)
Рис. 5. Подобранные из запаса родные детали для восстановления модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)

А с помощью 3D-принтера и ранее спроектированной геометрии распечатаем лючок бензобака с последующим окрашиванием любой чёрной глянцевой краской.

Рис. 6. 3D-модель и распечатанная на 3D-принтере геометрия откидывающегося лючка бензобака - таблички под гос. номер для модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"
Рис. 6. 3D-модель и распечатанная на 3D-принтере геометрия откидывающегося лючка бензобака - таблички под гос. номер для модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"

Подробнее аналогичную проблему я решал и описывал тут ⬇️

Далее займемся кузовными деталями и точечно устраним все сколы ЛКП с применением чёрного финишного грунта (Mr.Hobby) и чёрной эмалевой краски Х-1 (Tamiya).

Рис. 7. Точечное закрашивание сколов ЛКП на кузовных деталях модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)
Рис. 7. Точечное закрашивание сколов ЛКП на кузовных деталях модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)

А пока краска сохла я решил не терять зря время и немного взбодрить (отбелить) пожелтевший задний диван с помощью 3% перекиси водорода. Можно сравнить результат с фотографией дивана на рис. 4. Разница на лицо.

Рис. 7. Подготовка деталей к сборке модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)
Рис. 7. Подготовка деталей к сборке модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)

Теперь соберём красавицу "Чайку" и добавим пару финальных штрихов.

Кстати, при сборке модели меня ждал очередной неприятный сюрприз ⛔ от предыдущего владельца. На части кузова, к которой прилегает лючок бензобака, была сильная неровность в виде выпуклости от кустарно нанесённой краски, что новый лючок не садился. Пришлось остановить сборку, взяться за надфиль и зачистить поверхность до металла с последующим окрашиванием чёрной эмалью.

Финальным шагом устраним потёртости на задних фонарях с помощью капельки прозрачного красного лака Х-27 (Tamiya) и вручную отполируем все кузовные детали в сборе.

Рис. 8. Сборка и финальная работа с кузовом модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)
Рис. 8. Сборка и финальная работа с кузовом модели автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15)

Ну вот и всё, работа закончена и "Чайка" готова вернуться к своему владельцу, чтобы радовать его своим присутствием на полке, передавая привет из детства 😉!

Рис. 9. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления
Рис. 9. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления
Рис. 10. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления с открытыми дверьми и багажником
Рис. 10. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления с открытыми дверьми и багажником
Рис. 11. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления с открытыми дверьми и багажником
Рис. 11. Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (А15) после восстановления с открытыми дверьми и багажником

Итак, список восстановленных саратовских "Чаек" пополнился ещё одной представительницей, а я получил дополнительный опыт и нашёл пару новых приёмов в части реставрации.

Искренне надеюсь, что и вам было интересно вместе пройтись по всем шагам восстановления этой красавицы!

И да, к вопросу проектирования и реализации печатных деталей к саратовской "Чайке" мы ещё вернёмся 😉.

Продолжение следует!

С уважением, Сержик Моделист.

#ГАЗ-13 #Чайка #Тантал #Tamiya #масштабная модель #1:43 #восстановление #3D-печать #моделизм #коллекция