Китайская компания BYD, которая соперничает с Tesla за звание крупнейшего в мире производителя электромобилей, построит в Турции автомобильный завод стоимостью один миллиард долларов, сообщило турецкое министерство промышленности и технологий. По словам главы ведомства Мехмета Фатиха, производство с мощностью около 150 тысяч автомобилей в год должно быть запущено к концу 2026 года и обеспечит до 5000 рабочих мест в стране.
"Мы стремимся удовлетворить растущий спрос на электромобили в регионе и охватить потребителей в Европе", - говорится в заявлении представителей BYD.
Новый завод может дать компании шанс обойти жесткие пошлины, введенные ЕС в отношении китайских производителей электромобилей. Турция является частью Таможенного союза ЕС, и любые автомобили, произведенные там, могут избежать дополнительного тарифа в размере 17,4%, которым теперь облагаются машины бренда.
Объявление о новой сделке прозвучало всего через несколько дней после вступления в силу временных дополнительных пошлин, которые варьируются от 17,4% до 37,6% и стали результатом многомесячного расследования ЕС в отношении госсубсидий Пекина на поставки в Европу дешевых китайских автомобилей.
В декабре прошлого года BYD анонсировала строительство завода по производству электромобилей в Венгрии, которая входит в ЕС. Компания станет первым крупным китайским автопроизводителем, который начнет выпускать легковые автомобили в Европе.
Но пока предприятия только строятся, и к моменту их запуска Брюссель может придумать новые правила, чтобы помешать китайским брендам обойти заградительные тарифы таким путем.
Схожие планы китайских гигантов электромобилей BYD, MG и Chery построить заводы в Мексике уже вызвали беспокойство среди американских чиновников из-за опасений, что они могут быть использованы в качестве "черного хода" на рынок США, где пошлины на автомобили из КНР еще выше, чем в ЕС.
Но тарифы - лишь часть масштабной картины мировой экспансии китайского автопрома, отмечают аналитики. Строительство заводов поближе к потребителям позволит ему быстрее реагировать на их запросы, облегчить доступ к местным ресурсам и сделать эффективнее цепочки поставок.
Растущее присутствие BYD в Европе - еще одна потенциальная головная боль для Tesla, у которой есть гигафабрика в Германии. Американская компания считает Европу одним из важнейших рынков сбыта, однако автопроизводитель, импортирующий некоторые модели в Европу из Китая, также пострадал от новых пошлин ЕС и еще в начале текущего года предупредил, что в результате этого цены на Model 3 в Европе могут вырасти.
Согласно недавнему отчету исследовательской компании Counterpoint, в этом году Tesla может проиграть конкурентную борьбу с BYD, который имеет все шансы стать крупнейшим в мире продавцом электромобилей.