У психоанализа есть несколько основных положений, которые составляют его базу.
1. У человека есть сознательный и бессознательный уровень психики. Причём наше поведение определяется прежде всего бессознательным уровнем;
2. То, что мы называем своей личностью, во многом формируется в раннем детстве, где-то до 5 лет. Очевидно, что это время мы помним хуже всего. В лучшем случае у нас есть какие-то обрывки воспоминаний;
3. Причиной неврозов, т.е. тревоги, навязчивых мыслей, депрессии, любых психических расстройств, является внутренний конфликт. У нас есть некоторые бессознательные влечения, чаще всего эротического характера, которые мы по тем или иным причинам не можем удовлетворить в реальности. Из-за этой неудовлетворённости и возникает невроз.
Фрейд предлагает трёхкомпонентную модель психики.
Первый компонент называется ид или «оно». Ид — состоит из инстинктов, и нами не осознаётся. Фрейд говорит об инстинктах жизни и инстинктах смерти. Инстинкты жизни — это, например, голод, жажда и секс. Форма психической энергии, в которой эти инстинкты себя проявляют, называется либидо. Инстинкты смерти — это разрушительные силы, они могут выражаться, например, в мазохизме, ненависти или агрессии. Ид не знает ни морали, ни ценностей, и всё, чего оно хочет, — это удовлетворение здесь и сейчас, это чистые влечения. С точки зрения Фрейда, ид является основным источником нашей психической энергии т.е. мы в принципе из него вырастаем, им определяемся и от него зависим.
Второй компонент — это эго. Эго рационально и оно в общем соответствует тому, что мы называем Я. Оно ориентированно на реальность. Если бы эго не было, то люди не смогли бы жить, потому что в этом случае все бы безостановочно убивали и насиловали друг друга, ища сиюминутного удовлетворения. Таким образом, эго, с одной стороны, ограничивает ид, с другой — от него зависит, потому что, как уже было сказано, ид это основа наших жизненных сил. Эго без ид существовать не может.
Третий компонент — это супер-эго. Супер-эго — это наша мораль или правильное поведение, которые мы усваиваем и которому мы следуем, чтобы нравится окружающим. Супер-эго формируется в раннем детстве родителями, которые говорят, что вот это хорошо — и ты молодец, а вот это плохо — иди в угол. Очевидно, что супер-эго по своей природе находится в конфликте с ид. Если ид — это голые влечения, то супер-эго это надзиратель, которые карает за любое неправильное, с точки зрения окружающих, поведение.
Судьба эго в этой конструкции незавидна. С одной стороны, на него давит ид, который настойчиво нашёптывает пустится во все тяжкие, с другой — есть надзиратель супер-эго, который говорит: «Даже не думай об этом, потому что это неприлично и просто неприемлемо для порядочного человека».
Из-за этого давления с двух сторон и возникает невроз, который можно определить как боязнь понести наказание за следование своим тайным желаниям.
Дальше Фрейд говорит, что жить в таком постоянном напряжении невозможно, поэтому включаются защитные механизмы, и происходит отрицание или искажение реальности. Например, на вас накричал начальник. Вы на месте промолчали, но желание ответить агрессией на агрессию осталось. Что делать? Найти кого-то более безобидного и оторваться на нём: это может быть друг, вторая половинка, родитель или ребёнок. Это называется замещение. Другой пример. Какая-то женщина настойчиво, очень эмоционально и очень часто говорит, что любой мужик тут же побежит изменять, оставь его на 5 минут одного. В этом случае мы скорее всего имеет дело с проекцией т.е. с переносом своих желаний, ощущений и мыслей на другого.
Мы уже сказали про структуру нашей психики, про причины неврозов и про защитные механизмы. Но откуда мы это всё взяли? Ведь по идее всё это скрыто и скрыто очень глубоко? Фрейд говорит, что существуют методы, которые могут проявить бессознательное и помочь нам увидеть подлинную картину происходящего в нас. Таких методов по крайней мере три:
1. Свободные ассоциации;
2. Толкования сновидений;
3. Изучения ошибочных действий (описки, оговорки и т.д.).
Фрейд утверждает, что поток слов, который человек произносит, когда его просят говорить всё, что придёт в голову, это не просто поток слов. Сюжеты, которые мы видим во снах, это не просто сюжеты. А описки и оговорки, это не просто описки и оговорки. На самом деле всё это сигналы от бессознательного, которое пытается выйти наружу. Все эти вещи — рабочий материал для психоаналитика. Он всё это записывает, анализирует, трактует и помогает человеку разобраться с его проблемами, которые, как правило, идут из раннего детства и связаны с сексуальной сферой.
Так выглядит психоанализ в его классическом, фрейдистстком варианте.
Критические замечания. Психоанализ критикую с момента его появления с самых разных сторон. За сто с небольшим лет проводилось множество самых разных исследований самого разного уровня и масштаба, которые проверяли основные положения психоанализа. Проверку прошло немного. Сегодня сторонников психоанализа гораздо меньше, чем тех, кто относится к нему негативно или, по крайней мере, скептически.
Как правильно толковать сновидения? Если вообще такая вещь, как «правильная интерпретация сновидения»? Все ли сны нужно толковать? Ведь мы бываем в самых разных состояниях. Нужно ли вообще толковать сны? Ведь доказать, что в снах мы имеем дело с символически проявлением бессознательного, а не с чем-то другим, невозможно. Те же самые вопросы можно задать и про свободные ассоциации, и про оговорки с описками. Оральная, анальная, фаллическая и генитальная стадия в развитии ребёнка и нашей личности не подтверждаются. Фрейд говорит, что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, боятся и даже ненавидят своих отцов, видя в них конкурентов. Вероятно, в некоторых случаях это так, но не более.
Те же претензии можно предъявить и к другим авторам, чьи имена так или иначе связывают с психоанализом. Например, Юнг говорит о коллективном бессознательном и архитипах. Как нам проверить, что всё это существует в реальности? Адлер говорит о творческой силе «Я», которая способна на любые изменения внутри т.е. человек может формировать свою жизнь так, как хочет. Звучит красиво, но как измерить или просто зафиксировать эту творческую силу? Может быть, она действительно есть, а может — нет. Фрейд утверждал, что женщины завидуют мужскому пенису. Карен Хорни говорит, что всё наоборот: это мужчины завидуют женщинам, потому что у мужчин нет матки и они не могут рожать. Для человека, наблюдающего за ситуацией со стороны, всё это выглядит как ожесточённый спор пациентов психиатрической клиники о том, кто на самом деле здоров. Победителя определить трудно.
Психоанализ как терапия предсказуемо не отличается большой эффективностью. В лучшем случае эффект от него непродолжительный, а люди, которые якобы избавились от своих расстройств, через некоторое время возвращаются на сеансы. По некоторым исследованиям психоанализ просто вреден.
И, наконец, последний вопрос: если психоанализ настолько неоднозначен, почему он так известен, почему он нём знают даже те, кто ничего ни про что не знает. Ответ прост — это слова и темы, которые выбирает психоанализ.
В психоаналитической литературе на каждой странице можно прочитать про: секс, насилие, инстинкты, скрытые желания, бессознательное, символы в сновидениях, гениталии, анал, пульсирующий клитор, член и истерию. Вы могли уснуть на втором абзаце этого текста, но, прочитав эти слова, моментально проснулись и начали улыбаться. Так всё и работает. К тому же нужно помнить, что всё это создавалось в начале 20 века и для того, сравнительно скромного времени, это была настоящая бомба.