Найти тему
Живые истории

Время перемен

Мы с Ангелиной дружили со школы и спустя годы сохранили традицию встречаться раз в пару недель на чашку чаю или бокал вина. Но я все чаще думала, что между нами увеличивается пропасть.

Я звезд с неба, прямо скажем, не хватала. Обычная жизнь, обычная работа, обычный муж... был. Лина же – яркая, талантливая, успешная, популярная. Недавно она отучилась на очередных курсах для руководителей, и теперь перед ней открывались новые горизонты. Иногда мне казалось, что она общается со мной из жалости, по привычке. Как старшая сестренка, которая не может порвать семейные узы и вынуждена тащить на себе бестолковую младшенькую. Не понимаю, почему она до сих пор слушает мое нытье... Может быть, всего лишь потому, что мы живем в соседних домах.

Как бы то ни было, она оставалась моей ближайшей подругой. И больше делиться мне было не с кем. Завершился мой развод, и я изливала всю боль за бокалом чего-то вкусного, привезенного Линой из отпуска в Крыму. Лина считала, что уже достаточно мне посочувствовала, а теперь самое время за меня... порадоваться.

– Настя, он тебя тянул назад и продолжает тянуть. Ну же, вспомни. Мужик породы «диванная подушка-пердушка». Ни интересов, ни друзей, ни уважения к тебе. Да это просто везение твое, что на него хоть кто-то позарился! Забудь уже его, перед тобой открывается новая жизнь, и сейчас самое время для каких-то изменений.

– Каре сделать? – кивнула я. Это же закон: рассталась с мужчиной – сразу меняй прическу.

– Какое еще каре? Менять всю жизнь! Ты же всегда мечтала о большем. Почему английский забросила?

– Андрей обсмеял, сказал, что глупая затея и лучше бы деньги на приставку ему отдала, если они лишние...

– Каков таракан! Смотри, есть такая штука, нам тут на учебе рассказывали. Она вообще про бизнес, но и к жизни тоже применима. – Лина схватила ручку и начала что-то черкать на листочке. – Называется «модель 7s Маккинси». Всё, абсолютно всё существует в системе. Вот есть у тебя компания, в ней есть своя корпоративная культура, система управления, персонал, который там работает, взаимоотношения, которые между людьми и отделами сложились... И все это – система. И система всегда в равновесии. И если что-то одно меняется – что-то перестроить хочешь, нового сотрудника взял, внедряешь новую культуру, – то система сама себя отрегулирует. Если ты убираешь один элемент и меняешь его другим, – тут Лина что-то перечеркнула в понятной только ей схеме, – то у тебя есть несколько вариантов. Либо этот элемент встроится в предыдущую систему – пришла ты в новую компанию, поняла, как все устроено, стала работать по их правилам. Либо система его отторгнет – ты поняла, что тебе эта работа не подходит, и уволилась, или тебя уволили. Либо этот элемент перестроит систему целиком – у тебя достаточно власти и харизмы, чтобы изменить культуру, перестроить процессы, сменить неподходящих людей.

– И как это связано с каре? – не понимала я.

– Да при чем тут твое каре?! А хотя смотри, сейчас объясню. Знаешь эти программы про переодевания? Ну, пришла я такая на телек, говорю: хочу поменять жизнь, переоденьте меня.

– Да, да, точно. Меняешь стиль – меняется жизнь.

– Меняется? У кого-то, может, и меняется. Но большинство из них, зуб даю, такие расфуфыренные, в дорогих вещах, с красивым макияжем, сели в ту же маршрутку, что обычно, вышли у супермаркета купить те же макароны, пришли домой и выслушали от мужа с дивана, ну, примерно то же самое, что ты от своего Андрея. Что-нибудь в духе «ну и вырядилась». Приехали на ту же работу, получили непонимание от коллег или от начальства. Что дальше, как думаешь?

– Переоделись и смыли макияж, наверное. Он же не подходит для походов за макаронами.

– Именно. А почему? А потому что в ту сформированную вокруг них систему, с их окружением, с их образом жизни, такой чужеродный элемент не вписывается. Он и отторгается. И они смывают макияж, убирают в шкаф платья и возвращаются к обычной жизни в своей системе. И в чем тут смена жизни?

– То есть все бесполезно и ничего нельзя поменять? Надо жить как живется?

– Да нет же. Я же говорю, один элемент может потянуть за собой всю систему. Но нельзя сложить лапки и ждать, пока твое каре само за тебя все поменяет. Надо действовать. Вот представь, что ты на себя посмотрела, поняла, что эта новая версия себя очень тебе нравится, и ты не хочешь от нее отказываться. Значит, надо менять систему вокруг. Приходишь ты домой, а муж тебя унизительно высмеял. А ты понимаешь, что ваши отношения давно изжили себя. И ты говоришь: знаешь, дорогой, я не потерплю больше такой токсичности. Либо ты прекращаешь такие комментарии, либо пойдем-ка разводиться.

– Брак из-за этого сломать?! Да ты чего, Лин?

– Настя, ты жизнь менять собралась? Как изменить жизнь, ничего не меняя? Феей-крестной? Да, сломать брак, если он токсичный. Если у тебя поддерживающий муж, который рад за тебя и хвалит за то, как ты классно выглядишь, его же не надо менять. Дальше. Приходишь ты на работу, а над тобой там коллеги посмеиваются – по телевизору видела, ишь, цаца какая. А ты берешь и осознаешь, что давно переросла эту работу, где все в соцсетях сидят и чаи гоняют. Что надо обновлять резюме и искать что-то посерьезнее. Не с коллективом-болотцем, который сплетничает вместо работы, а то, куда уже и самой не захочется ходить в старых растянутых свитерах. И круг общения, возможно, сменить, если подруги у тебя – «ведро с крабами». И на английский наконец записаться. А может, и о машине подумать, если в новых туфлях неудобно топать до маршрутки. Откуда деньги взять? Ну, возможно, как раз с новой высокооплачиваемой работы. Которую ты как раз и найдешь. Но для этого надо на собеседование прийти в приличном виде и чувствовать себя комфортно в таком наряде. Если к одному классному платью добавить ободранные туфли, отросшие корни, обгрызенный маникюр и низкую самооценку... ну, понимаешь. Сис-те-ма.

– Ага, так все легко. И работу поменяла, и мужа, и друзей. И гардероб целиком.

– Не обязательно менять мужа и друзей, говорю же. Элемент может сам подстроиться под систему. Ты уже другая, у тебя другая жизнь, другие интересы, другие возможности. Если друзья подстроятся под тебя новую, новые темы для разговора одобрят – то все будет отлично. Если нет – ну, что ж.

– Сложно это все...

– Если отговорки находятся, значит не нужно тебе ничего менять. Сделай свое каре и успокойся. Я просто к чему – пока у тебя из системы отвалился самый деструктивный элемент в виде вот этого диванного субъекта, у тебя самый лучший шанс что-то изменить. Возвращайся к английскому, обнови резюме – я помогу, я с нашим отделом персонала хорошо дружу, подскажут, как подчеркнуть твои навыки и опыт, посоветуют, где и что искать. А может, на новой работе английский бесплатный будет. А может, на работе и мужа поамбициознее найдешь. И система за собой потянет свои изменения сама, понимаешь? Но тебе надо ей помочь, отказаться от того, что тебя возвращает в болото.

Я задумалась. Чтобы построить новую жизнь, нужно сломать старую. Но как? Впрочем, с уходом Андрея она уже сломалась сама. А о новой работе я давно задумывалась – цены растут, зарплату не повышают...

Я огляделась. Красивая, ухоженная Лина. Кухня у нее стильная, с хорошим ремонтом. На холодильнике – магнитики из путешествий. Продукты не эконом-класса. И даже ее домашний костюм выглядел стильно, хотя казалось бы – пижама как пижама. Действительно, система в равновесии. Единственный «чужеродный элемент» здесь – я. Вот почему мне казалось, что я не вписываюсь в ее жизнь. Но ведь она не рвет со мной общение, думая, что я не ее поля ягода. Надолго ли это? Пожалуй, потерять подругу мне было страшнее, чем потерять мужа.

Мы проболтали до поздней ночи. Лина рассказывала еще какие-то интересные вещи с курсов, чертила круги и таблички. Говорит: ты просто пока еще синий уровень по спиральной динамике, у тебя в приоритетах стабильность. Но я уже перестала вникать – мне хватило информации для размышления.

На следующий день я засела переписывать резюме, а вечером попросила Лину о помощи. Уже во вторник мне перезвонила ее коллега из отдела персонала – позадавала вопросы, сказала, что резюме подправит и перешлет своему знакомому, у которого в работе подходящая вакансия. С рекомендацией! Только зарплату нужно будет повыше указать, раза в полтора, а то всерьез не воспримут. А лучше в два, уровень позволяет. Я ахнула – стало страшно, что я совершенно не соответствую такому уровню.

Вечером я забежала к Лине поделиться страхами.

– Хорошее предложение! Что значит не соответствуешь? Машка классный эйчар, ей лучше знать. У тебя есть выбор: подстроиться под систему или вывалиться из нее. Я думаю, что надо подстроиться, ты же умничка. Только в таком виде ты на собеседование не пойдешь. Побуду твоим стилистом, так уж и быть, размер у нас вроде одинаковый. – Лина открыла гардеробную и начала доставать с вешалок какие-то явно недешевые вещи. – И спину держи ровно, а то плечи к ушам прирастут. И будешь делать каре – маникюр обязательно сделай. Желательно френч.

Я облачилась в юбку, блузку, туфли. Повесила на шею симпатичный кулон. Взяла в руки сумочку – мою Лина забраковала. Выпрямила спину. Из зеркала на меня смотрела совершенно другая женщина. Вот такая женщина действительно могла запросить зарплату в два раза выше. И такой женщиной никогда не позволил бы мне стать Андрей...

– Дай мне слово, что на собеседование на такси поедешь. Чтобы тебя маршрутка с мыслей не сбила. Туда и обратно.

Я пообещала. На собеседование меня позвали в пятницу утром – я приехала с прической, маникюром и мечтами о том, чтобы все это не превратилось в тыкву.

Встреча прошла отлично, хоть я и нервничала. Воодушевленная, на работу я тоже поехала на такси. Работать было тяжело – коллеги шептались и явно обсуждали меня в мессенджере. «Я чужеродный элемент в этой системе», – думала я. Мне хотелось снять с себя все прямо сейчас, чтобы прекратить привлекать к себе внимание, но в сумке у меня явно не было привычной футболки с джинсами. Это не я тут лишний элемент. Это они лишние в моей новой жизни.

На новую работу меня взяли с условием: за испытательный срок подтянуть английский. Я зачастила в гардеробную Лины – мои выцветшие футболки теперь были «чужеродным элементом», но новая зарплата еще не вошла в мою «систему». Да и английский пока пришлось учить за свой счет, хоть компания и пообещала компенсировать расходы.

А на курсах я познакомилась с очень приятным мужчиной из группы более высокого уровня. Он рассказал, что его недавно повысили и теперь приходится много общаться с зарубежными коллегами по видеосвязи, поэтому нужно подтянуть устную речь. После пары свиданий я смело могу сказать, что этим отношениям я готова дать шанс. Похоже, они впишутся в мою новую жизнь.