Найти тему

Что лучше "Махабхарата" или "Бхагавадгита"?..

Кадр из экранизации древнеиндийского эпоса "Махабхарата" 2013-2014
Кадр из экранизации древнеиндийского эпоса "Махабхарата" 2013-2014

Когда посещала храм Кришны в Лахте в Санкт-Петербурге - мне подарил "Бхагавадгиту" основатель храма. Постепенно читаю её, но в моей душе и в памяти всё-таки сама "Махабхарата" след оставила больший. Возвращаться в мыслях к эпосу хочется намного чаще, чем к, уж извините, её части и вкраплённому в неё разговору. Хотя, быть может, по-индийски сама по себе в стихах звучащая, она тоже имеет красоту, как и красочные мысли из "Бхагавадгиты", которыми озвучен и украшен этот философский трактат в форме беседы учителя и ученика?..

Вообще-то, «Бхагавад гита» - это часть 6 книги самой «Махабхараты» – диалог самого Кришны, явившегося как человек в мир людей: нас спасать в эпоху большого кризиса и падения нравственности, на поле боя Курукшетра разговор Кришны, как будто колесничего, с его учеником воином и царевичем Арджуной. Кришна ободряет упавшего духом перед страшной сечей Арджуну и говорит с ним как о доле воина и правителя, так и о пути достижения Божественной мудрости и любви.

«Бхагавадгиту» считают важным или даже священным текстом в индуизме. Древнеиндийский эпос в «Махабхарата», обрамляющий «Бхагавадгиту» в Индии тоже уважают, переводят многократно, да и экранизировали несколько раз, так что кто не читал, тот вполне мог успеть влюбиться в одну из красочных экранизаций этой увлекательной притчи и эпоса.

Жемчужиной мудрости Востока называют «Бхагавадгиту». Махатма Ганди вообще сказал о ней такими словами:

«Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим, и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к Бхагавадгите и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу же начинаю улыбаться, забывая о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляют над Гитой, постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл».

А мне вот больше понравилось само обрамление – сам эпос «Махабхарата». Изучаю его понемногу и «Бхагавадгиту» тоже изучаю, благо что мне подарил «Бхагавадгиту» один священник из кришнаитов.

Есть мнение, что сам эпос – для детей, женщин и стариков. То есть, больше как увлекательная умы и воображение история, а вот сама «Бахагавадгита» - это уже для мужчин, для умных, для просветленных, для достижения просветления…

Бхагавадгита - картина из интернета, имя художника, к сожалению, не знаю
Бхагавадгита - картина из интернета, имя художника, к сожалению, не знаю

А между тем – притчи и эпос намного лакомее для большинства слушателей и читателей, чем философский трактат вроде того, которым является сама «Бхагавадгита»!

Тем более… странно, что возница с воином перед самым началом страшной сечи, когда молодой, но уже известный как воин Арджуна переживает, что со стороны врагов и его братья-кузены, и его любимый учитель, и мудрый дед, и много вообще родственников… говорить тут вроде незачем и с какой кстати тут о любви к Богу говорить?..

Если сам эпос даёт развёрнутый, яркий, ёмкий и красочный ответ, для чего Арджуне выступать против его кузена старшего Дурьодханы, а ещё – с обманом подстрелить собственного старшего брата – внебрачного сына своей матери, известного воина Карну, которого в честном бою было никак сразу не одолеть или не одолеть никак… да ещё и сам Кришна науськивал, чтобы Арджуна стрелял, покуда Карна свою колесницу, застрявшую колесом в грязи в яме, вытаскивать вылез!?.. Любовь к Богу как связана с огромным числом жертв на поле битвы Курукшетра, где сражение длилось несколько дней?!..

По-моему, место разговора перед началом битвы не способствует тоже ведению долгих бесед. Вот если бы на рассвете или там ночью бессонной задуматься, ради чего мы живём и ради чего жить должны воины и царевичи, и правители… но прямо перед битвой столько много напоговорить?... разве ехали на Курукшетру не из лагеря вблизи, а из столицы?..

Сама «Бхагавадгита» не даёт внятного и справедливого ответа, для чего на поле битвы убивать своего деда, своего учителя и своих кузенов!.. Ну, вот вы как сами думаете, а я не увидела, для чего битву с собственным неумением любить близких и битву, кстати, проигранную – многовато близких у Арджуны и у самого Кришны полегло на поле битвы Курукшетра – надо диалогом резко разворачивать как через поле битвы стремиться к Божественной мудрости и Божественной любви, стремиться к Богу?..

«Махабхарата», наоборот, не акцентирует саму битву, а даёт полный красочный ответ, как докатились представители рода до такой братоубийственной резни – и в эпосе яркий ответ, что Арджуна не убивать на битву поехала, а защищать толпу людей от самодура и тирана двоюродного брата и всех его приспешников и союзников страшно разворошивших империю в итоге своими конфликтами и ошибками, нараставшими как снежный ком и лавиною под собою толпу народа погубившими!..

Тем более, помимо самой вкусноты эпоса и притчи, каких много-много в самой «Махабхарате», обрамляющей словно золото «Бхагавадгиту» - много примеров попыток следования людей любви друг к другу и к Богу есть в самом эпосе. А «Бхагвавадгита» не давая таких красочных примеров, цветистыми только фразами зовёт, заманивает, требует служить Божественному. Любить Божественное, всею душою стремиться к Божественному в себе и в утверждении Божественного в мире! В то время как в обрамляющем эпосе – множество наикрасивейших ярчайших примеров заботы о людях незнакомых, о людях близких и об постижении Божественного у нескольких главных героев и у людей вокруг них!..

P.S. А вас что зацепило больше, "Махабхарата" или "Бхагавадгита", или оба способа рассуждения как людям достичь Божественного одинаково глубоко зацепили вас?..