71 год назад дети Советского союза впервые прокатились в отечественных колясках. А все это благодаря заводу, который уютно расположился на берегах Волги, в Подмосковном городе Дубне.
Трудно сопоставить основной вид деятельности предприятия - ракетное вооружение (в городе есть замечательный музей, где во всех деталях рассказывают об этом), самолёты, современные ракеты и... детские коляски.
Но обо все по порядку.
Первое транспортное средство в жизни - детская коляска.
Это настолько привычная для нас вещь, что и подумать трудно о том, что их когда-то не было.
Да, было какое-то подобие, но они были довольно странными и ужасно неудобными. Ну, трудно назвать удобной детскую коляску, похожую на конский экипаж, вернее - на его уменьшенную копию.
Затем в Европе появились коляски, которые чуть больше были похожи на современные, но об удобстве тоже говорить не приходилось: очень высокие, на огромных колесах, без ручек - ее не толкали, а тянули за собой. Представляю, какое "удовольствие" испытывали родители на прогулке.
К сожалению, мы никогда не узнаем, когда именно в России появились первые коляски, но то, что промышленное производство этого необходимого для всех молодых родителей предмета было начато в Подмосковной Дубне - факт.
В 1953 году на берегах Волги, изучив немецкий образец этого транспортного средства, на Заводе №256, в дальнейшем Дубненском машиностроительном заводе (ДМЗ им. Камова), начали производить детские коляски в промышленных объемах.
Это связано с тем, что основной вид деятельности предприятия на тот момент (летные испытания трофейных скоростных бомбардировщиков "140" и "150", а также экспериментального самолёта 346) пошел на спад, но зачем же простаивать технике и людям?
Так предприятие, которое занималось производством и испытаниями авиационной техники, взяв за образец немецкую коляску, начинает производство собственной линейки детского транспорта.
Но даже эти коляски были не очень удобными: маленькие колесики , соответственно, и низкая "посадка". Но это не мешало им в кино сниматься. Например, в "Москва слезам не верит".
Кстати, на коляске дубненского производства первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин катал своих дочек. За что на ДМЗ эта модель коляски получила неофициальное название "Гагаринская".
- К 1974 году ДМЗ им. Камова создаёт принципиально новые модели детских колясок. Они оказались очень удачными и получили Знак качества и Золотую медаль ВДНХ. А это было ого-го как круто!
- К 1979 году Дубненский завод становится головным предприятием СССР по производству этого необходимого товара для каждой семьи.
- Завод проводит испытания всех новых моделей колясок, производимых 52 заводами страны. Проявляется множество моделей: «Бемби», «Яна», «Марина», «Наташа», «Дубняночка», «Ивушка». Производят по тысяче колясок в день - с производственных линий Дубенского Машиностроительного завода до 1990-х годов сошло примерно 4,5 миллиона колясок!
- В ноябре 1987 года коляска "Бэмби" получила приз газеты «Неделя» как самая красивая коляска, а в 1988 году на конкурсе ВДНХ признана лучшей в стране.
- В 1980-х годах грузовую машину с колясками из Дубны не успевали разгружать в московском «Детском мире» – их разбирали прямо с машины.
Вот такая история появления детских колясок в России. А вы знаете, какая коляска была у вас?
💙
Хороших поездок и приятных путешествий.