Найти в Дзене

Как Дубненский Машиностроительный завод делал детские коляски.

Оглавление

71 год назад дети Советского союза впервые прокатились в отечественных колясках. А все это благодаря заводу, который уютно расположился на берегах Волги, в Подмосковном городе Дубне.

Стелла при въезде в город.
Стелла при въезде в город.

Трудно сопоставить основной вид деятельности предприятия - ракетное вооружение (в городе есть замечательный музей, где во всех деталях рассказывают об этом), самолёты, современные ракеты и... детские коляски.

Но обо все по порядку.

Чудесный музей, где рассказывают не только об авиации, но и о детских колясках.
Чудесный музей, где рассказывают не только об авиации, но и о детских колясках.

Первое транспортное средство в жизни - детская коляска.

Это настолько привычная для нас вещь, что и подумать трудно о том, что их когда-то не было.

Да, было какое-то подобие, но они были довольно странными и ужасно неудобными. Ну, трудно назвать удобной детскую коляску, похожую на конский экипаж, вернее - на его уменьшенную копию.

Затем в Европе появились коляски, которые чуть больше были похожи на современные, но об удобстве тоже говорить не приходилось: очень высокие, на огромных колесах, без ручек - ее не толкали, а тянули за собой. Представляю, какое "удовольствие" испытывали родители на прогулке.

Вот это колесики! Фото из открытых источников.
Вот это колесики! Фото из открытых источников.

К сожалению, мы никогда не узнаем, когда именно в России появились первые коляски, но то, что промышленное производство этого необходимого для всех молодых родителей предмета было начато в Подмосковной Дубне - факт.

В 1953 году на берегах Волги, изучив немецкий образец этого транспортного средства, на Заводе №256, в дальнейшем Дубненском машиностроительном заводе (ДМЗ им. Камова), начали производить детские коляски в промышленных объемах.

Это связано с тем, что основной вид деятельности предприятия на тот момент (летные испытания трофейных скоростных бомбардировщиков "140" и "150", а также экспериментального самолёта 346) пошел на спад, но зачем же простаивать технике и людям?

Так предприятие, которое занималось производством и испытаниями авиационной техники, взяв за образец немецкую коляску, начинает производство собственной линейки детского транспорта.

Но даже эти коляски были не очень удобными: маленькие колесики , соответственно, и низкая "посадка". Но это не мешало им в кино сниматься. Например, в "Москва слезам не верит".

Кстати, на коляске дубненского производства первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин катал своих дочек. За что на ДМЗ эта модель коляски получила неофициальное название "Гагаринская".

"Гагаринская" коляска.
"Гагаринская" коляска.
  • К 1974 году ДМЗ им. Камова создаёт принципиально новые модели детских колясок. Они оказались очень удачными и получили Знак качества и Золотую медаль ВДНХ. А это было ого-го как круто!
  • К 1979 году Дубненский завод становится головным предприятием СССР по производству этого необходимого товара для каждой семьи.
  • Завод проводит испытания всех новых моделей колясок, производимых 52 заводами страны. Проявляется множество моделей: «Бемби», «Яна», «Марина», «Наташа», «Дубняночка», «Ивушка». Производят по тысяче колясок в день - с производственных линий Дубенского Машиностроительного завода до 1990-х годов сошло примерно 4,5 миллиона колясок!
Эти модели выпускались в цеху №40 в конце 1960-1970-хх годах. Летний и зимний варианты.
Эти модели выпускались в цеху №40 в конце 1960-1970-хх годах. Летний и зимний варианты.
  • В ноябре 1987 года коляска "Бэмби" получила приз газеты «Неделя» как самая красивая коляска, а в 1988 году на конкурсе ВДНХ признана лучшей в стране.
  • В 1980-х годах грузовую машину с колясками из Дубны не успевали разгружать в московском «Детском мире» – их разбирали прямо с машины.
Модельный ряд Дубненских детских колясок.
Модельный ряд Дубненских детских колясок.

Вот такая история появления детских колясок в России. А вы знаете, какая коляска была у вас?

💙

Хороших поездок и приятных путешествий.

Авто
5,66 млн интересуются