Дубна… Небольшой, зеленый городок в 121 км от Москвы на границе Московской и Тверской областях, единственный подмосковный населенный пункт, который находится на Волге.
Дубна – один из самых молодых городов Подмосковья, который объединил в себе старые и новые населенные пункты, ученых и православные храмы, уютные домики и современные многоэтажки, науку и культуру, лириков и работников оборонных предприятий...
В городе проживает чуть больше 70000 человек.
Каждый сотый житель города входит в профессорско-преподавательский состав ГУ «Дубна» или других вузов, а каждый двадцатый – работает в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ).
ОИЯИ – одно из трех градообразующих учреждений города. На долю Института Ядерных Исследований приходится ПОЛОВИНА открытий, а их около 40, в области ядерной физики, которые были зарегистрированы в СССР.
За выдающийся вклад в современную химию и физику Международный союз чистой и прикладной химии присвоил 105-му элементу Периодической системы Д.И. Менделеева название «Дубний».
Кстати, в Учебно-научный центр ОИЯИ есть экскурсии. Очень увлекательные и познавательные. Даже для тех, кто, как и я, мало понимает в физике и химии.
Экскурсии бесплатные.
Дубна никогда и никого не оставляла равнодушным. Сюда приезжали многие ученые, художники, поэты. В городе часто выступал Владимир Высоцкий, а сегодня его именем названы кафе в городе и аллея, на которой стоит памятник барду. Так же на Доме Культуры, в котором Владимир Семенович неоднократно выступал, сейчас висит памятная табличка.
Территория, на которой находится Дубна, заселялась неохотно. Болотистая местность, глухие леса и холодный климат. Все это в древние времена не очень способствовало развитию хозяйства и торговли.
Основателем Дубны, как и Москвы, некоторые историки считают Юрия Долгорукого. Первым упоминанием о Дубне в русских летописях принято считать запись от 1134 года. Тогда новгородский князь Всеволод, решил завоевать Суздаль и дошел до устья реки Дубны, но потом по причинам, которые не уточняются, развернулся и пошел назад. Второй раз древняя летопись вспоминает о дубненском крае в 1216 году: недавно возникший в устье Дубны рубежный городок-крепость был сожжен во время междоусобной войны князей. В 1451 году Дубна упоминается летописцами из-за последнего набега татар на Москву: Василий II Темный, московский князь, отошел к Волге у устья Дубны, намереваясь собрать рать. Но татары, опасаясь нападения, ушли.
Древнерусская Дубна возникла на территории Ростово-Суздальского княжества в первой трети XII века и погибла в результате монголо-татарского нашествия в начале 1238 года. Но Городище в устье реки Дубны и после гибели города продолжило свое существование. Оно входило в состав и Переславль-Залесского, и Тверского, и Кашинского и Клинского княжеств, но лишь в 1486 году вошло, в состав Кашинского удела, а затем было передано в Дмитровское удельное княжество.
В 1775 году Дубненский край стал частью Тверской губернии, в 1929 году вошел в большую Московскую область, а в 1935 году перешел в Калининскую область. Начиная с 1956 года Дубна возвращалась в Подмосковье по частям: сначала правобережная, а 1958 году – левобережная.
Сегодня Дубна - символ науки и техники, здесь гармонично объединились наукоемкие производства и природный ландшафт.
А канал им. Москвы?
Без Дубны бы его не существовало… Канал, имея протяженность 128 километров, тянется от Дубны до столицы нашей Родины. Канал в ширину 85 метров по поверхности, 45 метров – по дну, а глубина его достигает 5,5 метров. Канал даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды!
При строительстве канала был создан Волжский район гидросооружений (ВРГС), включающий в себя Иваньковскую плотину, ГЭС и шлюз №1. Считается, что именно со строительства Волжского района гидросооружений началось создание современного города Дубны.
Решение о строительстве канала было принято в июне 1931 года.
21 сентября 1933 г. в деревню Иваньково (сейчас на ее месте шлюз №1) прибыли первые организаторы строительства Волжского гидроузла, а 25 сентября 1933 г. в окрестностях Иваньково причалили две баржи с тремя сотнями заключенных и их охраной. Так началось строительство Волжского района гидросооружений…
В течение 4,5 лет на строительстве канала Москва-Волга работало более 200 тысяч каналоармейцев-заключенных и множество вольнонаемных рабочих и специалистов. За время строительства погибло 23000 заключенных, более 60000 было досрочно отпущено на свободу.
В апреле 1937 г. Иваньковское водохранилище заполняется водой, начинает работать первая турбина Иваньковской ГЭС.
❗4 июля 1937 г. опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Об окончании строительства канала Москва-Волга».
В июле 2013 г. на территории Волжского района гидросооружений был установлен памятный камень «с изображением нагрудного знака строителя канала, датами «1932-1937» и надписью «Строителям канала Москва-Волга. Героям и жертвам – память на все времена», изготовленный по инициативе профсоюза ВРГС ФГУП «Канал имени Москвы».
На территории Волжского района гидросооружений, находится одна из самых ярких достопримечательностей города – огромный памятник В.И. Ленину. Это второй по высоте памятник Ленину в мире. Самый высокий стоит в Волгограде.
Напротив Ленина был и памятник И.В. Сталину. Но, к моему огромному сожалению, он был разрушен в 1962 году, как и все остальные памятники Иосифу Виссарионовичу при Хрущеве. До наших дней сохранился лишь подиум.
Эти два памятника были задуманы при строительстве канала. Проектирование архитектурного ансамбля было завершено к февралю 1937 года бригадой архитекторов под руководством И.К. Белдовского. Сами скульптуры изготовлены по проекту скульптора Сергея Меркурова. Строительство осуществлял Дмитровский исправительно-трудовой лагерь НКВД. Фундамент памятника были сооружен к 15 июля 1937 года, а уже 18 августа 1937 года состоялось торжественное открытие памятника И.В. Сталину и расположенного напротив него памятника В.И. Ленину.
Вес фигуры И.В. Сталина составлял 540 тонн, из-за этого и из-за огромного запаса прочности демонтаж представлял собой техническую проблему. Но в 1962 году памятник все же был демонтирован.
В годы Великой Отечественной Войны Дубна стала одним из трех участков подготовки контрнаступления для защиты столицы, которое началось 6 декабря 1941 года. Здесь и лечили раненых, и готовили пополнение для фронта.
Через год после окончания ВОВ, в 1946-1947 годах, на окраине деревни Ново-Иваньково началось создание научного городка, ставшего основой институтской части современной Дубны.
Научный городок во многом обязан своим появлением академику Курчатову Игорю Васильевичу (научного руководителя атомного проекта), а точнее письму Курчатова председателю Специального комитета при Совнаркоме СССР Л.П. Берии.
Письмо было написано 26 января 1946 года, сейчас оно хранится в архиве Президента России.
В этом письме Курчатов предлагает создать мощный циклотрон, который позволил бы получить энергию частиц выше, чем на самом мощном из имеющихся на тот момент в мире ускорителей – циклотроне Лоуренса. 19 февраля 1946 года Специальный комитет собрал комиссию, которая должна была выбрать место для строительства циклотрона. И вот 7 августа 1946 года на заседании Специального комитета, место для строительства было выбрано - район Иваньковской ГЭС.
Циклотрон – циклический ускоритель нерелятивистских тяжёлых заряженных частиц (протонов, ионов), в котором частицы двигаются в постоянном и однородном магнитном поле, а для их ускорения используется высокочастотное электрическое поле неизменной частоты.
Уже осенью того же года на окраине деревни Ново-Иваньково начались подготовительные работы к строительству синхроциклотрона. Все, что происходило на этой территории, было строго засекречено, территория обнесена забором с колючей проволокой и жестко охранялось.
Строительство научного центра изменило судьбы и быт людей. Когда весной 1949 года сюда прибыли первые специалисты для наладки и эксплуатации ускорителя, они увидели новый район, который активно обустраивался. Здесь и соединились городской комфорт с природой русской «глубинки».
В 1954 году поселок получил официальное название Дубно. С поселения сняли гриф секретности.
24 июля 1956 года рабочий поселок Дубно преобразован в город Дубна (а через 41 год Дубна станет наукоградом).
Тогда же, в 1956 году, на базе созданной лаборатории и Института ядерных проблем был создан международный научный центр – Объединенный институт ядерных исследований.
Решение о его создании принимали представители 11 стран-учредителей 26 марта 1956 года.
У Дубны восемь побратимов во всех уголках нашей планеты:
🔵Алушта (Крым)
🔵Гиват-Шмуэль (Израиль),
🔵Голдап (Польша),
🔵Курчатов (Казахстан),
🔵Линьцан (Юньнань, Китай),
🔵Ла-Кросс (США),
🔵Нова-Горица (Словения),
🔵Нова-Дубница (Словакия).
Въезд в город со стороны Дмитровского шоссе украшает шпилеобразная стела «Дубна», а со стороны Новой дороги (проложена в 1963 году) – стела с научной символикой.
Главной отличительной особенностью Дубны остаются природный ландшафт – реки Волга, Дубна, Сестра, Иваньковское водохранилище, озера, канал Москва-Волга, лесные массивы. Тут чудесный, чистый, какой-то звенящий воздух…
В городе науки, конечно, есть памятники выдающимся ученым - И.В. Курчатову, Н.Н.Боголюбову, Г.Н.Флерову, Б.М Понтекорво, В.П. Джелепову, Д.И.Блохинцеву, М.Г.Мещерякову, памятник генеральному конструктору крылатых ракет А.Я.Березняку. Но так же здесь и множество «специфических» памятников, по которым можно отследить историю развития города – памятники самолету-штурмовику ИЛ-2, истребителю МиГ-21, МиГ-25, и крылатой ракете «Ракета Х-22».
Да, памятник крылатой ракете.
Не удивляйтесь. Ведь именно здесь, в Дубне, есть один из пяти лучших музеев, в которых мы были за все время наших путешествий - Музей истории создания крылатых ракет.
Музей новый — он открылся летом 2016 года. А вот экспонатов здесь много, причем, таких, которые еще совсем недавно были секретными!
Музей рассказывает историю города от строительства гидросооружений канала им. Москвы до наших дней, об истории АО «ГосМКБ «Радуга» и АО «Дубненского машиностроительного завода», о людях, которые работали на этих предприятиях, и о крылатых ракетах, созданных в Дубне.
Эти предприятия были настолько секретными, что даже не все жители города знали что на них производят. На строительство и оборудование музея было потрачено более 5 млн рублей, но все это делалось при поддержке предприятий и администрации города. Трудовые коллективы вышеупомянутых организаций внесли большой вклад в создание этого музея, предоставив для экспозиции УНИКАЛЬНЫЕ экспонаты.
Градообразующие предприятия "Радуга" и ДМЗ сделали очень многое для укрепления обороноспособности нашего государства.
- МКБ Радуга за свою 70-летнюю историю разработало более 40 образцов ракетной техники.
- На ДМЗ было произведено более 30 образцов авиационной и ракетной техники.
Потрясающий музей с замечательными экскурсоводамм. Нам проводил экскурсию бывший сотрудник АО «ГосМКБ «Радуга».
А на технику можно посмотреть не только в помещении, но и на улице.
Дубна, ул. Ленина, дом 39, телефон: 8 (496) 218-18-20
Приехать в город искренне советую. Тут очень интересно и очень красиво!
💙
Заходите ко мне в гости и на Planetforme 😉
💙
Хороших Вам прогулок и приятных путешествий 😍