- Можно мороженое постоит немного, я шнурок завяжу, а то развязался?
- О, да вы счастливый человек, можете ногу поднять, чтобы зашнуроваться...
"Русь-на-Волге", торгово-развлекательный центр. Автозаводский район Тольятти. Так-то окраина, но по "духу" - именно центр, сердцевина Нового Города.
И самый длинный в России городской троллейбусный маршрут пролегает в том числе и там.
Хотя история вопроса была... очень даже непростой.
Хорошо помню то время (девяностые-нулевые-десятые), когда я часто ездил в город к отцу, а потом уже и сам там жил и работал.
На тот момент маршрут № 18 (а речь в статье в первую очередь о нём) существовал, но был короче. Курсировал от завода "Трансформатор" до 8 квартала.
При этом в городе работал также маршрут № 19, сообщением "Речной Вокзал - 8 квартал". То есть именно он связывал Комсомольский, Центральный и Автозаводский районы.
А потом...
"С 1 января 2015 года закрыты маршруты 1, 22, а также самые протяжённый маршрут № 19, связывавший все три района города.. .
... С 1 января 2016 года закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15. Работу этих маршрутов восстанавливать не планируется, так как они оплачивались АвтоВАЗом, а последний отказался от заказов троллейбусных маршрутов для перевозки рабочих в пользу автобусов...
9 января 2018 года открыт маршрут 18 (8 квартал — Речной вокзал). Для реализации возможности движения маршрута 18 по новой схеме была реконструирована контактная сеть на перекрёстке улицы Дзержинского и пр-та Степана Разина, а также на перекрёстке улицы Дзержинского и Революционной улицы. Маршрут 18 стал единственным муниципальным маршрутом, охватывающим все три района города...
В феврале 2018 года в целях обеспечения транспортной доступности жителей 2 квартала была изменена схема движения маршрутов 13 и 14.
С января 2020 переименован маршрут № 7* на № 1 - а также восстановлен 22 маршрут..." (по материалам Википедии)
Чтобы было понятно: с 2015 по 2018 гг. мало что половина троллейбусных маршрутов в Тольятти исчезла - так ещё и сеть разделилась на 2 несообщающихся: Комсомольско-Центральную (один межрайонный 7-й маршрут и внутрирайонные 21-й, 2-й, 4-й) и Автозаводскую (13-й и 14-й). И одно депо в Комсомольском районе. Весело, правда?
После такого удара троллейбус в Тольятти мог и вообще не оправиться. Я думаю, немалую роль в пусть частичном, но восстановлении ГЭТ-системы сыграла активность горожан. В частности общественной группы "Тольяттинцы за троллейбус".
Плюс - что тоже очень важно - в период 2017-2020 гг. не только был восстановлен ряд закрытых маршрутов, но и обновился парк подвижного состава. Ушли в историю троллейбусы ЗИУ (осталось несколько, в виде техпомощи). На смену им пришли модели БКМ-321, ТролЗа-Оптима и ТролЗа-Мегаполис.
Большинство машин - большие и белые (некоторые - с вкраплениями синего). Немного красных тоже есть (но белые в этот раз победили).
Ну, и чуть-чуть чёрно-желтых - единственные в Тольятти троллейбусы с рекламой (это "Чижик" пиарится).
18-й проходит почти через все главные улицы и знаковые места города. Коммунистическая, Матросова, Громовой, Мира, Ленина, Южное шоссе, Дзержинского, Революционная, Приморский бульвар. Речной вокзал, ДК "Тольятти", кинотеатр "Космос", молл "Парк Хаус", дворец спорта "Лада-Арена", "Русь-на-Волге", Поволжский Православный институт, КЦ "Автоград", Парк Победы, дворец спорта "Волгарь".
- Наверное, троллейбус - это один из символов Тольятти...
Так мой сын сказал - был он в этом городе пока лишь раз (ездили с мамой в Технический музей, на троллейбусе не ездили). Видимо, мои увлечённые рассказы о поездках и о встречах с чудо-транспортом его впечатлили.
Ну, а так ведь и есть. Что-то есть в них такое, в этих немного неуклюжих, но всегда добродушных рогатеньких. То, без чего город уже не тот. Доказано теми, кто уже... не те.
Не надо нам больше доказывать.