Найти в Дзене

Самый длинный в России внутригородской троллейбусный маршрут

Фото автора
Фото автора

- Можно мороженое постоит немного, я шнурок завяжу, а то развязался?
- О, да вы счастливый человек, можете ногу поднять, чтобы зашнуроваться...


"Русь-на-Волге", торгово-развлекательный центр. Автозаводский район Тольятти. Так-то окраина, но по "духу" - именно центр, сердцевина Нового Города.

И самый длинный в России городской троллейбусный маршрут пролегает в том числе и там.

Фото автора. Через пару часов ливанёт очень сильный дождь - от которого я спрячусь в той же самой "Руси". Русь всегда спасает...
Фото автора. Через пару часов ливанёт очень сильный дождь - от которого я спрячусь в той же самой "Руси". Русь всегда спасает...

Хотя история вопроса была... очень даже непростой.

Хорошо помню то время (девяностые-нулевые-десятые), когда я часто ездил в город к отцу, а потом уже и сам там жил и работал.

На тот момент
маршрут № 18 (а речь в статье в первую очередь о нём) существовал, но был короче. Курсировал от завода "Трансформатор" до 8 квартала.

При этом в городе работал также
маршрут № 19, сообщением "Речной Вокзал - 8 квартал". То есть именно он связывал Комсомольский, Центральный и Автозаводский районы.

А потом...

"С 1 января 2015 года закрыты маршруты 1, 22, а также самые протяжённый маршрут № 19, связывавший все три района города.. .

... С 1 января 2016 года закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15. Работу этих маршрутов восстанавливать не планируется, так как они оплачивались АвтоВАЗом, а последний отказался от заказов троллейбусных маршрутов для перевозки рабочих в пользу автобусов...

9 января 2018 года открыт маршрут 18 (8 квартал — Речной вокзал). Для реализации возможности движения маршрута 18 по новой схеме была реконструирована контактная сеть на перекрёстке улицы Дзержинского и пр-та Степана Разина, а также на перекрёстке улицы Дзержинского и Революционной улицы. Маршрут 18 стал единственным муниципальным маршрутом, охватывающим все три района города...

В феврале 2018 года в целях обеспечения транспортной доступности жителей 2 квартала была изменена схема движения маршрутов 13 и 14.


С января 2020 переименован маршрут № 7* на № 1 - а также восстановлен 22 маршрут..." (по материалам Википедии)

Чтобы было понятно: с 2015 по 2018 гг. мало что половина троллейбусных маршрутов в Тольятти исчезла - так ещё и сеть разделилась на 2 несообщающихся: Комсомольско-Центральную (один межрайонный 7-й маршрут и внутрирайонные 21-й, 2-й, 4-й) и Автозаводскую (13-й и 14-й). И одно депо в Комсомольском районе. Весело, правда?

Особенность Центрального района Тольятти - частный сектор вперемежку с многоквартирными домами. Фото автора, сделано по ходу движения троллейбуса 18-го маршрута по бульвару 50-летия Октября
Особенность Центрального района Тольятти - частный сектор вперемежку с многоквартирными домами. Фото автора, сделано по ходу движения троллейбуса 18-го маршрута по бульвару 50-летия Октября

После такого удара троллейбус в Тольятти мог и вообще не оправиться. Я думаю, немалую роль в пусть частичном, но восстановлении ГЭТ-системы сыграла активность горожан. В частности общественной группы "Тольяттинцы за троллейбус".

Листовка 2017 года. Фото с сайта transphoto.org
Листовка 2017 года. Фото с сайта transphoto.org

Скриншот с сайта transphoto.org
Скриншот с сайта transphoto.org

Плюс - что тоже очень важно - в период 2017-2020 гг. не только был восстановлен ряд закрытых маршрутов, но и обновился парк подвижного состава. Ушли в историю троллейбусы ЗИУ (осталось несколько, в виде техпомощи). На смену им пришли модели БКМ-321, ТролЗа-Оптима и ТролЗа-Мегаполис.

Резервное троллейбусное кольцо в районе магазина "Автолюбитель". Место встречи бульвара 50-летия Октября, улиц Карла Маркса, Лесной, Ларина и Автозаводского шоссе. Фото автора
Резервное троллейбусное кольцо в районе магазина "Автолюбитель". Место встречи бульвара 50-летия Октября, улиц Карла Маркса, Лесной, Ларина и Автозаводского шоссе. Фото автора
Одна из особенностей Тольятти - НАДЗЕМНЫЕ пешеходные переходы. Как раз за кольцом "Автолюбитель". С правой стороны находятся 2 знаковых для меня места: детская городская больница № 1 (там мой папа работал) и пансионат для престарелых (там несколько раз работал уже я в качестве волонтёра). Фото автора
Одна из особенностей Тольятти - НАДЗЕМНЫЕ пешеходные переходы. Как раз за кольцом "Автолюбитель". С правой стороны находятся 2 знаковых для меня места: детская городская больница № 1 (там мой папа работал) и пансионат для престарелых (там несколько раз работал уже я в качестве волонтёра). Фото автора

Большинство машин - большие и белые (некоторые - с вкраплениями синего). Немного красных тоже есть (но белые в этот раз победили).

Улица Дзержинского. 14-й маршрут троллейбуса захватывает её полностью (ну, почти), 18-й - чуть-чуть. Место встречи. Фото автора
Улица Дзержинского. 14-й маршрут троллейбуса захватывает её полностью (ну, почти), 18-й - чуть-чуть. Место встречи. Фото автора

Ну, и чуть-чуть чёрно-желтых - единственные в Тольятти троллейбусы с рекламой (это "Чижик" пиарится).

Сфотографировал тень от троллейбусных "рогов". А ещё нашёл в салоне колокольчик))). Фото автора
Сфотографировал тень от троллейбусных "рогов". А ещё нашёл в салоне колокольчик))). Фото автора

18-й проходит почти через все главные улицы и знаковые места города. Коммунистическая, Матросова, Громовой, Мира, Ленина, Южное шоссе, Дзержинского, Революционная, Приморский бульвар. Речной вокзал, ДК "Тольятти", кинотеатр "Космос", молл "Парк Хаус", дворец спорта "Лада-Арена", "Русь-на-Волге", Поволжский Православный институт, КЦ "Автоград", Парк Победы, дворец спорта "Волгарь".

Большая троллейбусная трасса на Южном шоссе. Фото автора
Большая троллейбусная трасса на Южном шоссе. Фото автора
Улица Ботаническая, перед поворотом на Дзержинского. Знаковый плакат. Фото автора
Улица Ботаническая, перед поворотом на Дзержинского. Знаковый плакат. Фото автора
Улица Революционная. Вид на купола. Фото автора
Улица Революционная. Вид на купола. Фото автора
Улица Революционная, вид на КЦ "Автоград". Фото автора
Улица Революционная, вид на КЦ "Автоград". Фото автора

- Наверное, троллейбус - это один из символов Тольятти...

Так мой сын сказал - был он в этом городе пока лишь раз (ездили с мамой в Технический музей, на троллейбусе не ездили). Видимо, мои увлечённые рассказы о поездках и о встречах с чудо-транспортом его впечатлили.

Проспект Степана Разина, пересечение с Приморским бульваром. Место отдыха троллейбусов 18, 13, 14 маршрутов. Фото автора
Проспект Степана Разина, пересечение с Приморским бульваром. Место отдыха троллейбусов 18, 13, 14 маршрутов. Фото автора
Любимый "Шведский стол". Заслуженный обед после долгого путешествия (и работы!). Фото автора
Любимый "Шведский стол". Заслуженный обед после долгого путешествия (и работы!). Фото автора

Ну, а так ведь и есть. Что-то есть в них такое, в этих немного неуклюжих, но всегда добродушных рогатеньких. То, без чего город уже не тот. Доказано теми, кто уже... не те.

Не надо нам больше доказывать.

Благополучия всем нам - и нашему любимому городскому электротранспорту!