Найти в Дзене

На троллейбусе на дачу. Как я закрывал гештальт

21-й. Единственный в Тольятти, который работает только по Комсомольскому району (см. статью об особенностях тольяттинского троллейбуса). А ещё это "дачный" маршрут. Точнее так: дачно-кладбищенский. Большая часть его пути - вне городских жилых домов. И для меня этот маршрут в первую очередь связан именно с памятью. Мои ушедшие родные нашли последний приют в разных местах. Нет, душою они, наверное, все вместе сейчас. А вот точки захоронения и правда разные. Папа - как раз в Тольятти. Он и открыл для меня этот город. Уехал туда работать в 1991 году, начал с заведующего хирургическим отделением детской городской больницы - дослужился до заместителя директора городского департамента здравоохранения. Больше не успел. И я не успел на Радоницу приехать. Приехал в мае, как раз рядом с его днём рождения. Если страшно, если поздно,
Если все на одного,
Посмотри скорей на звёзды -
И не бойся никого.
И почувствуй под рубахой
Душу смертную, не плоть...
И уже не хватит страха
Эту волю побороть. Стих
Оглавление
Фото автора
Фото автора

21-й. Единственный в Тольятти, который работает только по Комсомольскому району (см. статью об особенностях тольяттинского троллейбуса). А ещё это "дачный" маршрут. Точнее так: дачно-кладбищенский. Большая часть его пути - вне городских жилых домов.

И для меня этот маршрут в первую очередь связан именно с памятью.

Мои ушедшие родные нашли последний приют в разных местах. Нет, душою они, наверное, все вместе сейчас. А вот точки захоронения и правда разные. Папа - как раз в Тольятти. Он и открыл для меня этот город. Уехал туда работать в 1991 году, начал с заведующего хирургическим отделением детской городской больницы - дослужился до заместителя директора городского департамента здравоохранения. Больше не успел.

И я не успел на Радоницу приехать. Приехал в мае, как раз рядом с его днём рождения.

Если страшно, если поздно,
Если все на одного,
Посмотри скорей на звёзды -
И не бойся никого.

И почувствуй под рубахой
Душу смертную, не плоть...
И уже не хватит страха
Эту волю побороть
.

Стихи Бориса Скотневского, большого поэта из Тольятти. Мы познакомились в том же 2002-м, когда ушёл отец. Символично - они с папой оба врачи, причём одногодки. И один ВУЗ закончили. Так и тянется с тех пор наша родственная творческая история. В 2024-м мы дважды ездили в Тольятти с творческой программой по Николаю Рубцову - и всё никак не могли Бориса Абрамовича выловить. И в Самару, на наш большой концерт, он тоже приехать не смог. Так что пришлось устраивать специальную командировку нашим людям - вручить грамоту и сувенир. А в этот раз я всё-таки решил лично повидаться и подарить поэту 2 новые свои книги. Не поэтические, публицистические скорее. У нас такая акция получилась: отдай две книги, получи одну. Впрочем, если брать по толщине книг, то одна книга стихов Скотневского как раз две моих вместит)))).

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Осенью 2023 года я с 21-м троллейбусом обломился. У него, оказывается, сезонное расписание: в ноябре, когда я приезжал, этот маршрут курсировал всего 2 раза в день.

Вот, сфотографировал расписание на всякий случай
Вот, сфотографировал расписание на всякий случай

В этот раз я уже настроился на то, что ждать, возможно, придётся долго. Да и бабушка на конечной остановке у Речного вокзала сказала, что лучше расписанию не верить. И всё же - троллейбус пришёл быстро.

Фото автора
Фото автора

БКМ, моя любимая модель. И внешне хороша, а внутри электронный информатор и показывает остановки бегущей строкой, и объявляет голосом. Причём, голос не орёт на всю Ивановскую (некоторые электрички и наши трамваи этим грешат), а говорит спокойно, ненавязчиво.

А ещё в тольяттинских троллейбусах (именно типа БКМ) звучала социальная реклама. А ещё... песни. В первые выходные июня автомобильная столица отмечает своё рождение. И песни за это событие поются интересные - и народные, и современных композиторов (очень симпатичные, честное слово!)

(Забегая вперёд, скажу, что по пути я встретил ещё 2 или 3 машины данного маршрута - и прямо от сердца отлегло).

Встреча с папой. ТоАзовское кладбище Тольятти - расположено в сосновом бору. Наверное, поэтому, там всегда чисто и ухожено всё, хотя уже минули десятки лет
Встреча с папой. ТоАзовское кладбище Тольятти - расположено в сосновом бору. Наверное, поэтому, там всегда чисто и ухожено всё, хотя уже минули десятки лет

Когда же после посещения кладбища я вышел на остановку, то почувствовал зов незакрытого гештальта.

21-й - единственный из тольяттинских троллейбусов, на котором я так и не проехал от начала до конца. Если уж быть совсем точным, я ни разу не был на втором его кольце - на "Азотреммаше" (АРМ, как его именуют люди в теме). Единственное из колец, на котором не был. А так хотелось стать властелином колец.

Потому и перешёл на другую сторону.

И бело-сине-рогатый нарисовался очень скоро. "ТролЗа-Мегаполис". Тоже интересный. Такой своего рода... аквариум на колёсах. С большими окнами. В чём его минус - ни тебе бегущей строки, ни объявлений и песен. Молча едем. Говорливых пассажиров послушать можно. Хотя тут на любителя, я не очень любитель.

Кстати, открыл для себя: чтобы уши не завяли от пассажирских разговоров, лучше держаться (если они есть в салоне) либо более молодых, либо... бабушек с внуками. В последнем случае бабушки всегда молоды и бодры - и никогда никаких сплетен и негатива. Потому что заняты делом.

А так троллейбус очень даже востребован, даже в середине буднего дня, что радовает. Много пенсионеров - и здорово, что все троллейбусы в Тольятти сейчас - низкопольные, очень удобно. Не очень удобно то, что кондукторов в этот раз не было. Вообще, они там есть, лично видел - но не в этот раз. В общем, всё отдаём водителю. Как это принято в Тольятти - на выходе.

Вот и АРМ. Фото автора
Вот и АРМ. Фото автора
"Мегаполис" идёт в обратный путь. Фото автора
"Мегаполис" идёт в обратный путь. Фото автора

В "Мегаполисе", на котором я ехал, при всех минусах было 2 существенных плюса. Первый - я ехал по неизведанному маршруту, пусть даже пейзаж за окном был достаточно однообразный: шоссе и придорожные кусты. Второй - очень красивая девушка-водитель. А я думал, такое уже невозможно. Значит, у троллейбуса (тольяттинского и вообще) точно есть будущее.

Каким-то непостижимым образом красивая девушка-водитель увидела эту статью и написала отзыв. Скриншот мой
Каким-то непостижимым образом красивая девушка-водитель увидела эту статью и написала отзыв. Скриншот мой

Фото автора
Фото автора
Новый мост через Волгу строят -в  обход Тольятти и ГЭС. Вид из окна 21-го троллейбуса
Новый мост через Волгу строят -в обход Тольятти и ГЭС. Вид из окна 21-го троллейбуса

И вообще недавно я понял, почему электротранспорт так важен в городах. Кроме всего прочего.

Потому что он подпитывается свыше.

Благополучия всем нам - и нашему любимому городскому электротранспорту!

___________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)

Другие статьи о тольяттинском троллейбусе:

Буду благодарен за лайки, комментарии и подписки на канал! До встречи!