21-й. Единственный в Тольятти, который работает только по Комсомольскому району (см. статью об особенностях тольяттинского троллейбуса). А ещё это "дачный" маршрут. Точнее так: дачно-кладбищенский. Большая часть его пути - вне городских жилых домов.
И для меня этот маршрут в первую очередь связан именно с памятью.
Мои ушедшие родные нашли последний приют в разных местах. Нет, душою они, наверное, все вместе сейчас. А вот точки захоронения и правда разные. Папа - как раз в Тольятти. Он и открыл для меня этот город. Уехал туда работать в 1991 году, начал с заведующего хирургическим отделением детской городской больницы - дослужился до заместителя директора городского департамента здравоохранения. Больше не успел.
И я не успел на Радоницу приехать. Приехал в мае, как раз рядом с его днём рождения.
Если страшно, если поздно,
Если все на одного,
Посмотри скорей на звёзды -
И не бойся никого.
И почувствуй под рубахой
Душу смертную, не плоть...
И уже не хватит страха
Эту волю побороть.
Стихи Бориса Скотневского, большого поэта из Тольятти. Мы познакомились в том же 2002-м, когда ушёл отец. Символично - они с папой оба врачи, причём одногодки. И один ВУЗ закончили. Так и тянется с тех пор наша родственная творческая история. В 2024-м мы дважды ездили в Тольятти с творческой программой по Николаю Рубцову - и всё никак не могли Бориса Абрамовича выловить. И в Самару, на наш большой концерт, он тоже приехать не смог. Так что пришлось устраивать специальную командировку нашим людям - вручить грамоту и сувенир. А в этот раз я всё-таки решил лично повидаться и подарить поэту 2 новые свои книги. Не поэтические, публицистические скорее. У нас такая акция получилась: отдай две книги, получи одну. Впрочем, если брать по толщине книг, то одна книга стихов Скотневского как раз две моих вместит)))).
Осенью 2023 года я с 21-м троллейбусом обломился. У него, оказывается, сезонное расписание: в ноябре, когда я приезжал, этот маршрут курсировал всего 2 раза в день.
В этот раз я уже настроился на то, что ждать, возможно, придётся долго. Да и бабушка на конечной остановке у Речного вокзала сказала, что лучше расписанию не верить. И всё же - троллейбус пришёл быстро.
БКМ, моя любимая модель. И внешне хороша, а внутри электронный информатор и показывает остановки бегущей строкой, и объявляет голосом. Причём, голос не орёт на всю Ивановскую (некоторые электрички и наши трамваи этим грешат), а говорит спокойно, ненавязчиво.
А ещё в тольяттинских троллейбусах (именно типа БКМ) звучала социальная реклама. А ещё... песни. В первые выходные июня автомобильная столица отмечает своё рождение. И песни за это событие поются интересные - и народные, и современных композиторов (очень симпатичные, честное слово!)
(Забегая вперёд, скажу, что по пути я встретил ещё 2 или 3 машины данного маршрута - и прямо от сердца отлегло).
Когда же после посещения кладбища я вышел на остановку, то почувствовал зов незакрытого гештальта.
21-й - единственный из тольяттинских троллейбусов, на котором я так и не проехал от начала до конца. Если уж быть совсем точным, я ни разу не был на втором его кольце - на "Азотреммаше" (АРМ, как его именуют люди в теме). Единственное из колец, на котором не был. А так хотелось стать властелином колец.
Потому и перешёл на другую сторону.
И бело-сине-рогатый нарисовался очень скоро. "ТролЗа-Мегаполис". Тоже интересный. Такой своего рода... аквариум на колёсах. С большими окнами. В чём его минус - ни тебе бегущей строки, ни объявлений и песен. Молча едем. Говорливых пассажиров послушать можно. Хотя тут на любителя, я не очень любитель.
Кстати, открыл для себя: чтобы уши не завяли от пассажирских разговоров, лучше держаться (если они есть в салоне) либо более молодых, либо... бабушек с внуками. В последнем случае бабушки всегда молоды и бодры - и никогда никаких сплетен и негатива. Потому что заняты делом.
А так троллейбус очень даже востребован, даже в середине буднего дня, что радовает. Много пенсионеров - и здорово, что все троллейбусы в Тольятти сейчас - низкопольные, очень удобно. Не очень удобно то, что кондукторов в этот раз не было. Вообще, они там есть, лично видел - но не в этот раз. В общем, всё отдаём водителю. Как это принято в Тольятти - на выходе.
В "Мегаполисе", на котором я ехал, при всех минусах было 2 существенных плюса. Первый - я ехал по неизведанному маршруту, пусть даже пейзаж за окном был достаточно однообразный: шоссе и придорожные кусты. Второй - очень красивая девушка-водитель. А я думал, такое уже невозможно. Значит, у троллейбуса (тольяттинского и вообще) точно есть будущее.
И вообще недавно я понял, почему электротранспорт так важен в городах. Кроме всего прочего.
Потому что он подпитывается свыше.
Благополучия всем нам - и нашему любимому городскому электротранспорту!
___________________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)
Другие статьи о тольяттинском троллейбусе: