4,5K подписчиков

Почему буксует автоматическая коробка переключения передач

Владельцы старых автомобилей с классическими автоматическими трансмиссиями наверняка знают, что АКПП может не только пинаться, но и пробуксовывать. И последнее значительно хуже первого. Буксует АКПП примерно так - обороты двигателя зависают в момент переключения, тяга в этот момент падает, так как пакет фрикционов в это время проскальзывает, буксует и не может сомкнуться. Обычно это очень кратковременное состояние которое заканчивается толчком - фрикционы смыкаются под давлением масла и передача таки включается.

Подобное поведение коробки передач - не нормальное и максимально неприятное. Но почему же АКПП ведёт себя так? Давайте разберёмся в причинах проскальзывания фрикционов и пробуксовки автомата.

Причины, по которым проскальзывают фрикционы в том или ином пакете АКПП

Основная и самая частая причина - недостаточное давление масла для своевременного и качественного сжатия фрикционов в пакете или даже пакетах.

Пакет фрикционов, который состоит из самих фрикционов и стальных дисков. Комплект устанавливается в корзину, которая в свою очередь надевается на вал через втулку
Пакет фрикционов, который состоит из самих фрикционов и стальных дисков. Комплект устанавливается в корзину, которая в свою очередь надевается на вал через втулку

При переключении передачи в классической автоматической коробке один пакет фрикционов (предыдущей передачи) должен разомкнуться, а другой (следующей передачи) - сомкнуться. В современных автоматических коробках пакеты работают парами - два размыкаются и два - смыкаются, но суть не в этом. Пакеты должны разомкнуться и сомкнуться синхронно и быстро. размыкает и смыкает их сила давления масла (гидравлической жидкости). Если сила давления масла недостаточна или несвоевременно подана - пакеты могут работать несинхронно. К примеру, один уже разомкнулся, а второй не может сомкнуться из-за недостаточного давления масла.

Масло давит на поршень пакета сцепления слишком слабо чтобы прижать фрикционы, они пробуксовывают друг по другу почти как диск сцепления по маховику у механической коробки. В этот момент ЭБУ АКПП по показаниям датчиков входного и выходного валов понимает, что передача не включилась и моментально увеличивает давление масла в пакете. Масло давит на поршень с большей силой и фрикционы таки сжимаются - передача включается.

Как вы уже наверное поняли, причина такого поведения кроется в недостаточном давлении масла, но почему же оно недостаточное? Здесь причин может быть сколько угодно:

  • Утечки масла через изношенные втулки и\или уплотнители;
  • Неисправный гидроблок, который изначально подаёт недостаточно сильный поток масла;
  • Масляный насос, который не может обеспечить достаточного давления масла;
  • Масло слишком старое, подгоревшее, потерявшее свои вязкостные свойства;
  • Поломка ЭБУ АКПП или же выход из строя того или иного соленоида.

Гидроблок - один из важнейших компонентов АКПП, именно он регулирует подачу масла к пакетам передач. Именно с его нарушений в работе начинаются все неисправности в АКПП
Гидроблок - один из важнейших компонентов АКПП, именно он регулирует подачу масла к пакетам передач. Именно с его нарушений в работе начинаются все неисправности в АКПП

Чаще всего, на старых АКПП из-за общего износа присутствует весь указанный выше комплекс проблем. Что же делать в данном случае? Конечно же чинить "уставший" автомат. Современные технологии ремонта и большое количество запчастей практически на любую АКПП позволяют мастерам восстанавливать коробки переключения передач практически в идеальное состояние.

Ещё одной причиной пробуксовок фрикционов является программный сброс адаптаций ЭБУ АКПП. Эта функция доступна в диагностическом или дилерском ПО любой марки автомобиля, но пользоваться ею бездумно - нельзя!

Адаптации АКПП - это программные изменения в давлении масла, которое подаётся на пакеты фрикционов при включении той или иной передачи. ЭБУ АКПП постоянно отслеживает скорость смыкания и размыкания пакетов фрикционов той или иной передачи по данным от датчиков входного и выходного валов.

Когда появляются небольшие утечки масла в коробке (к примеру, через уплотнители), либо же с естественным износом фрикционов, пакеты смыкаются медленнее, ЭБУ видит это по показаниям датчиков и увеличивает давление масла, чтобы увеличить скорость смыкания пакета фрикционов - это и есть адаптация АКПП, то есть - адаптация к собственному естественному износу. Когда мы сбрасываем эти адаптации, ЭБУ начинает работать с коробкой как с абсолютно новой и если коробка таковой не является - появятся пинки, пробуксовывания и прочие признаки неисправности. Пока ЭБУ не адаптируется снова, будут наблюдаться все вышеперечисленные явления.

Адаптации АКПП имеет смысл сбрасывать только после масштабного восстановительного ремонта автоматической коробки переключения передач. Тогда устраняются все утечки масла, пакеты фрикционов заменяются на новые, восстанавливаются гидроблок, маслонасос, ЭБУ и прочие изношенные элементы.

Можно ли ездить с пробуксовками фрикционов в АКПП?

Пробуксовки при переключении передач - веский повод для снятия и дефектовки АКПП!
Пробуксовки при переключении передач - веский повод для снятия и дефектовки АКПП!

Однозначно - нет. В момент пробуксовок фрикционов происходит ускоренный износ фрикционов и масла в коробке передач, что ведёт к её быстрой поломке и возможности получить неисправную машину где-то в пути.

Если вы наблюдаете пробуксовывание фрикционов при езде - это повод как можно скорее обратиться к квалифицированному мастеру по ремонту именно вашей модели АКПП и провести диагностику коробки передач.