Начнём с того, что о природе застенчивости, стеснительности, о социофобии у нас поверхностные представления. Мы привыкли думать, что это с нами что-то не так, что мы себя ведём неправильно, неправильно мыслим, неправильные реакции у нас. Вот с детства мы такие, и всё.
Таковы наши понятия о том, как формируется застенчивость и прочие виды нежелания общаться с людьми.
Можно ли это изменить? Как стать смелым, легко общаться?
Рынок психологических услуг предлагает:
- Изменить ваши коммуникативные навыки, изменяя ваше поведение с помощью тренировки (старый добрый бихевиоризм). Но это не сработает, вы и так пытались всю жизнь быть смелым и вести себя "правильно". То, что формирует ваше поведение, не имеет доступа к вашей смелости, самооценке. Новое выученное поведение не будет активироваться в стрессовых ситуациях.
- Говорят "Иди в свой страх!", "Там, где страшно, находится твой рост!", "Помести себя в "местность смерти", чтоб некуда было отступать!". Это вообще способ загнать нервную систему и привести её к "перегоранию". Восстанавливаться будет потом очень трудно. На страх включается механизм бей/беги/замри. Это сильнейшие реакции, это выброс гормонов в кровь. Нельзя просто так их взять и выключить, сказав: "Всё. Я теперь не боюсь". Это так не работает.
Люди, посещающие всякие семинары-тренинги по прокачиванию навыков общения, обычно нуждаются в психотерапевтической помощи. Обычно это люди, имевшие опыт абьюза в детстве. Дело в их травмах и страхах, а не в неправильных стратегиях поведения или неправильных эмоциях.
Прокачивать навыки общения при наличии психических травм в детстве - это всё равно, что топтаться на одном месте. Это ничего не даст, но время и деньги будут потрачены.
В стрессовых ситуациях включается реагирование, обусловленное травмами. Неизвестность, неопределённость, нехватка времени - всё это стрессоры. Их не избежать, невозможно жить в тепличке. И при стрессе уверенные с виду люди начинают совершать странные и нелогичные поступки. Это включились травмы и управляют ими. Человек может во время важного совещания уйти и запереться в подсобке, потому что впал в ступор и не может действовать. А это просто включилось поведение травмированного "внутреннего ребёнка". Из-за чего потом придётся сочинять, что стало внезапно плохо.
Когда вы в спокойном состоянии, когда нет никакой экстремальной ситуации, вы можете себя контролировать и использовать выученные на тренингах паттерны поведения. Но если что-то выйдет из-под вашего контроля и у вас начнется стресс, вся эта выученная мишура в момент слетит. И вы просто останетесь наедине со своими триггерными реакциями и травматическим поведением.
При стрессе травмированный человек становится тем самым беспомощным маленьким ребёнком, которого до судорог избивала мать ремнём. Девочкой, которую запирали в шкафу и которая смотрела полдня в замочную скважину, просто чтоб что-то видеть. Детские реакции "зафиксировались" при травмах, тогда психике важно было не разрушиться, выжить. И наше бессознательное не сориентировано во времени, оно не знает, что нам не три года, а сорок пять, что больше никто в шкаф не посадит.
Смелость, навыки общения, самооценка не "прокачиваются", а строятся заново из руин, которые получились в детстве. И делается это не на тренингах, а на психотерапии.
Автор: Александра Глебова
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru