Получать заботу и поддержку родных во время болезни – дело приятное. И можно даже приписать его к вторичным выгодам болезни… Но!
Что, если эту поддержку вы без труда получаете в привычной жизни, постоянно, даже без прямого запроса, а просто, потому что у вас с близкими тёплые доверительные отношения?
Что, если для того, чтобы муж приготовил вам завтрак, не нужно быть прикованной к постели, а достаточно того, что муж с утра встал раньше вас и захотел вас порадовать? И это норма в вашей жизни. Так зачем тогда болеть?
Вопрос «зачем» не всегда уместен. Психика устроена сложнее, чем «голова болит для того, чтобы её погладили».
Например, про пищевое отравление можно сказать: «Вторичная выгода в том, что за человеком ухаживают, заботятся» или «есть повод провести в постели 2 дня и хоть так отдохнуть». А может быть так, что в конкретном случае мясо оказалось порченным, а человек не заметил.
И тут вопрос и про чувствительность, и про доверие к миру и недоверие к себе (если , например, чувствовал странный вкус, но решил, что показалось, или промолчал, чтобы не обидеть хозяйку дома). И здесь уже не про вторичные выгоды. Здесь – про сценарии жизни, про ценности, про самооценку, про умение проявляться, навыки коммуникации. Не про выгоду.
Самый уместный вопрос в психосоматике - «Сейчас и как?» (now and how). Это главный вопрос гештальттерапии, и ответ на него может многое прояснить в появлении, развитии и течении болезни.
Сейчас - как обстоят дела? Что конкретно происходит? Каков диагноз? Каковы известные особенности этой болезни? На какие сферы жизни она влияет?
Как – какие ограничения принесла с собой болезнь? Как изменилась жизнь? Что сейчас не так, как раньше? Как началась болезнь? Что было вокруг?
Обстоятельно задавая себе эти вопросы и отвечая на них, мы можем составить целостную картину не просто болезни, а жизни, её сценариев, один(или несколько) из которых привели к началу болезни и развиваются сейчас посредством неё. И сценарии эти могут быть очень запутанными. Иногда болезнь или транзиторное нарушение – это поверхностный симптом, который несет всего одну функцию(в т.ч. та самая вторичная выгода) – и тогда можно сознательно взять эту функцию в свои руки и выполнить её другим способом. А иногда болезнь сочетает в себе сотни отдельных функций, обрывки недопонятых и недопережитых чувств из разных ситуаций в жизни, комок из нескольких запутанных и непонятых жизненных сценариев, родовых сценариев. И тут просто заменить одно на другое – нереально.
Зато вполне реально - наконец, увидеть эти сценарии, эти взаимосвязи. Научиться наблюдать за собой, своими ощущениями, своей активностью во взаимодействии, своими реакциями. Научиться, шаг за шагом, действовать по-другому, мыслить по-другому, обращаться с собой по-другому. В том числе – и обращаться ко врачу сразу, а не только по скорой.
И это – путь. Он постепенный. Он не всегда понятный и простой. И он не быстрый. И именно он приводит к психическому и физическому здоровью. Нет, не так, не приводит – ведёт к здоровью.
Потому что абсолютного конечного здоровья не бывает. Бывает равновесное состояние разных систем организма, которые сами по себе всегда в движении.
К здоровью нельзя прийти раз и навсегда – это процесс длиною в жизнь.
Ну какие тут простые вторичные выгоды?
Если у вас есть психосоматический симптом или заболевание, и вы хотите понять его психологическую составляющую, записывайтесь ко мне на консультацию.
Ваш психосоматолог Анна Борисенко.
Вторичной выгоды может и не быть. Психосоматика.
12 июня 202412 июн 2024
43
2 мин
1