Как выглядел и работал первый автомобиль с вариатором

302 прочитали

В 1958 году нидерландская автомобильная фирма DAF неожиданно заявила, что смогла создать первый в мире микроавтомобиль с полностью автоматической коробкой передач. В то время вообще мало кто знал об этой фирме, справедливо полагая, что она делает только простые грузовики для местного рынка. Тем не менее, эта сенсационная новость оказалась чистой правдой и навсегда изменила автомобильный мир!

DAF 600
DAF 600

К началу 1950-х в Европе небольшие и дешевые автомобили все еще пользовались большой популярностью. Все они имели довольно простую конструкцию с маломощными моторами и ручными коробками передач. Автоматические трансмиссии в ту пору являлись уделом дорогих, крупных автомобилей и были в ходу в основном за океаном. Между тем для небольшой малолитражки, предназначенной главным образом для городской эксплуатации, автоматическая коробка являлась весьма привлекательной опцией, способной заинтересовать самый широкий круг покупателей, в том числе женщин.

Именно этими мыслями руководствовались братья ван Дорны управляющие компанией ДАФ, когда решили в дополнение к основной продукции запустить производство микроавтомобилей. Разработку машины начали в 1955 году, а уже год спустя первый опытный прототип отправился на испытания. Это был небольшой 2-дверный седан на 12-дюймовых колесиках и с простеньким 2-цилиндровым моторчиком мощностью 19 л.с. В основании машины находилось довольно интересное шасси со всеми независимыми подвесками - в передней использовалась поперечная рессора, а в задней нашли применение поперечные рычаги с витыми пружинами и гидроамортизаторами. Все тормоза были барабанными, а рулевой механизм - реечным.

Variomatic был интегрирован с задней подвеской, причем все его элементы не закрывались никакими защитными кожухами, что надежности ему не прибавило
Variomatic был интегрирован с задней подвеской, причем все его элементы не закрывались никакими защитными кожухами, что надежности ему не прибавило

Центральной особенностью машины стала диковинная бесступенчатая трансмиссия под названием Variomatic. Принцип ее работы был довольно прост. Крутящий момент от двигателя с помощью приводного вала через центробежное сцепление передавался на ведущие шкивы, а от них при помощи двух резиновых зубчатых ремней имевших в сечении трапецеидальную форму, на ведомые. Те в свою очередь установленные на продольных качающихся балансирах задней подвески, посредством коротких валов передавали вращение на ведущие колеса. Изюминкой всей системы являлись шкивы состоящие из двух конических половин (подвижной на шлицах и жестко закрепленной на оси). Они соприкасались с боковинами ремней, а их половинки, в зависимости от скорости вращения, сходились или расходились, тем самым меняя радиус их обхвата ремнями, что и определяло текущее передаточное число трансмиссии и скорость вращения колес. Variomatic был способен менять передаточное число в широком диапазоне от 4,4 до 20 и в целом оказался довольно дешевым и простым в изготовлении, поэтому уже в марте 1959 года первый легковой автомобиль DAF был запущен в серийное производство.

В 1958 году нидерландская автомобильная фирма DAF неожиданно заявила, что смогла создать первый в мире микроавтомобиль с полностью автоматической коробкой передач.-3

Дебют DAF 600 произвел огромный фурор. Еще бы в мире появился первый доступный микролитражный автомобиль с автоматической трансмиссией. Однако вскоре довольно быстров выяснилось, что новая прогрессивная трансмиссия не слишком-то и надежна. Несовершенство технологий не позволило создать достаточно прочные клиновые ремни, способные продержаться более 30 тыс. км пробега. Впрочем, недостатки конструкции не помешали фирме ДАФ продолжить совершенствование вариатора и уже в 1961 году появился модернизированный вариант DAF 750 с более мощным 26-сильным двигателем. Всего было выпущено 30,5 тыс. машин с индексом 600, еще 17 тыс. единиц составил производственный тираж модели 750.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также: