Найти тему
Столица С

«Народ у вас любезный: самогон и хлеб нам подвозит!»

Оглавление

Монструозный тягач «Мерседес» с негабаритным китайским грузом на месяц «застрял» в Саранске

Еще в середине мая Денис Тюркин, выезжая из Ялги в Рузаевку, заприметил возле бывшего поста ГАИ припаркованный интересный негабарит: четырехосный тягач «Мерседес» и аж десятиосный прицеп, на котором покоилась гигантских размеров цилиндрическая штуковина. Оказалось, дальнобойщик и несколько машин сопровождения застряли на въезде в наш город (ждут разрешительных документов) еще в майские праздники! Правильнее даже сказать, что их задержали транспортники: на передние колеса тягача надеты блокираторы. А ведь каждый день работы и простоя такой узкоспециализированной техники стоит нереальных денег! Что это за техника? Что за груз и куда его должны доставить? Почему для задержания «паровоза» пришлось организовать целую спецоперацию? И почему ключевую роль во всей этой истории сыграл путепровод на объездной Саранска? Читайте этот материал и все узнаете!

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

98 колес

Скажем спасибо бизнесменам, которые в Дубенском районе строят цементный завод. Именно благодаря им мы можем лицезреть в Мордовии настолько интересную и узкоспециальную технику. Та самая «гигантских размеров цилиндрическая штуковина», о которой я упомянул в начале статьи, оказалась цементной мельницей (она нужна для размельчения промежуточного цементного продукта — клинкера — непосредственно в порошок, цемент). Это мы узнали, просто наведя «умную» камеру на груз. Тут же появились ссылки на маркетплейс «Алибаба». Уникальная, конечно, у китайцев площадка: хочешь — носки покупай за 50 центов, а хочешь — цементную мельницу… Так вот, там похожую штуковину можно приобрести всего лишь за 100 миллионов рублей (без стоимости доставки в РФ). Деталь для нашей республики сделана крупнейшим в мире поставщиком цементного оборудования — находящейся в госсобственности Китая компанией Sinoma. Молодцы, китайцы, что тут скажешь… Причем в порту Санкт-Петербурга ожидает доставки в Мордовию еще одна такая мельница.

Теперь — о технике, которая должна была все это привезти на стройплощадку в Мордовию. Тягачом выступает Mercedes-BenzArocs 4163S 2020 года выпуска, ввезенный новым в нашу страну годом позже. В 2020 году такой тягач в Германии стоил 350 тысяч евро, или 24,5 миллиона в переводе на рубли. Само собой, к этой цене нужно добавить таможенные платежи и прочие расходы. Но сейчас машина такого года выпуска в РФ стоит 40 миллионов! Еще раз: бэушный тягач, не новый! Это один из самых дорогих серийных тягачей, работающих в нашей стране.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Чем же он примечателен? Arocs, как и его «брат» Actros, в спецификации SLT (аббревиатура с немецкого означает «перевозчик тяжелых грузов») способен перевезти 250 тонн неделимого груза. Эти две модели идентичны в техническом плане, за исключением вот каких деталей. Actros сделан с прицелом на работу на магистралях (у него побогаче интерьер), а Arocs может съезжать и на условное бездорожье. Поэтому у тягача Arocs толще рама и больше дорожный просвет (плюс для лучшей геометрической проходимости у него скошены углы переднего бампера). Колесная формула у «братьев» — 8 на 4, где ведущими выступают две задние оси. Мотор — могучий дизель на 625 лошадиных сил. При взгляде сбоку может показаться, что у кабины — гигантский спальник, словно у «американца». На самом деле там не только топливный бак на 900 литров, но и ресиверы, дополнительная система охлаждения двигателя и гидробак турбо-ретард-сцепления марки Voith, выдерживающего крутящий момент 3 000 Н*м. Последняя система помимо гидротрансформатора имеет и обычное сухое сцепление, которое не участвует в процессе трогания. А коробка передач здесь роботизированная 16-ступенчатая. Создание таких тягачей — это спецсборка, штучная работа. Ежегодно «Мерседес» производит не более 100 тяжеловесов «Ароксов/Актросов». То есть с момента запуска в производство в 2014 году было сделано не более 1000 таких тягачей.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Теперь — о прицепе немецкой компании «Голдхофер». Он сделан по принципу конструктора «Лего», принципу модульности. Хочешь — присоединяй спереди еще половинку или две. Или сколько вам нужно для решения вашей задачи? Хочешь — сзади, слева, справа… Гидравлическая подвеска, дисковые тормоза… У данного прицепа — десять осей (все они могут быть управляемыми!), на каждой — восемь колес, то есть всего 80 колес (и 12 колес на тягаче)! Сколько же, интересно, запасок?! Одно колесо «Кама» на прицепе стоит 15 тысяч рублей. В этой поездке одно взорвалось, одно было порвано о бордюр. Минус 30 тысяч… На тягаче на задних осях тоже стоят шины марки «Кама», но при пробеге 20 тысяч км они уже выглядят, как «Мишлен» на передних управляемых осях при пробеге 120 тысяч. Стоимость подержанных прицепов «Голдхофер» может достигать 20 миллионов рублей. Неплохая сцепка, да? Тягач за 40 миллионов плюс прицеп за 20…

Блокиратор, который надели представители Ространснадзора на переднюю ось. Фото: Денис Тюркин I Столица С
Блокиратор, который надели представители Ространснадзора на переднюю ось. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Из Санкт-Петербурга — в Саранск за месяц

На кабине красного «Мерседеса» есть надпись «ТИС Групп». Это компания из Санкт-Петербурга. Без преувеличения можно сказать, что она организует самые сложные и нестандартные перевозки по стране и миру. Тягач, который «застрял» в Ялге, был задействован на перевозке деталей для производства космических спутников в Подмосковье, реактора в Казахстане (там он выступал «толкачом» в спарке с двумя тягачами, при этом расход топлива на полуторакилометровом участке достигал… 600 литров на 100 км!) и так далее. Этот «Арокс» пятого поколения стал первой подобной моделью в автопарке перевозчика, также недавно был куплен подержанный экземпляр. В основном, если судить по видео- и фотоотчетам, перевозки, организуемые «ТИС Групп», выполняют на «Вольво».

Логистика доставки цементной мельницы из Китая в Дубенский район такова. 18 декабря 2023 года груз на морском судне вышел из китайского порта и в начале февраля был в Санкт-Петербурге. Затем его погрузили на тот самый автопоезд. Когда точно машина выехала из точки погрузки — «С» неизвестно, но, если верить открытым интернет-данным, данный тягач «Мерседес» проходил техосмотр в Ленинградской области 25 марта (и его пробег на тот момент составлял 110 тысяч км). Если данная диагностическая карта — не «липа», значит, автопоезд ехал в Саранск около месяца. По данным «С», он преодолел 2,5 тысячи км.

И такого рода перевозки — наисложнейшая процедура! Автопоезд сопровождали три фургона с оранжевыми «маяками» и в спецраскраске. Плюс впереди ехал легковой автомобиль разведки. В задачу разведчиков входило не только изучение нюансов проезда сложных мест (хотя маршрут прокладывается заранее с учетом габаритов). Сопровождающие должны были смотреть на наличие стационарных и передвижных постов контролирующих ведомств. И, судя по тому, насколько близко техника подобралась к месту разгрузки, проехав через несколько регионов страны, справлялись с поставленной задачей ребята успешно. Но об этом — позже.

На маршруте у них было несколько мест, над которыми нависали провода. С каждой организацией — владелицей проводов договаривались заранее и провода поднимали, чтобы тягач с грузом проехал. Двигались в основном в ночное время, когда меньше трафика. Средняя скорость составила 30 км/ч, средний расход приблизился к 200 литрам на 100 км. Что интересно, этот караван ехал не по платным трассам М11 и М12, как было бы логично предположить (ни населенных пунктов, ни узких мест, ни сильного трафика). И если вы думаете, что данные платные участки объезжались специально, чтобы сэкономить на оплате, вы заблуждаетесь. Несколько десятков тысяч рублей стоимости проезда по «платкам» для таких перевозчиков — что слону дробина (на фоне общей цены доставки груза). Оказывается, нижняя точка под мостами на «платках» составляет 5 метров, тогда как габаритная высота груза на прицепе-модуле — 5 метров 12 сантиметров. Вот потому-то и пришлось перевозчикам петлять по России-матушке, выбирая подходящий маршрут.

Но не только по этой причине. По данным «С», перевозчик выехал на маршрут без спецразрешения на негабарит, так как в его выдаче было отказано. Напомним, что согласно действующему в РФ законодательству длина автопоезда должна составлять максимум 20 м, а высота — максимум 4 м. В иных случаях у собственников дорог, по которым пролегает маршрут, нужно получать спецразрешение. Груз должны сопровождать (что было соблюдено). В нашем случае габаритная длина тягача и прицепа составила 50 м 13 см, высота — 5 м 12 см. Общий вес сцепки даже страшно предположить, если учитывать, что только тягач весит почти 44 тонны.

По данным «С», в Вологодской области на перевозчика было наложено 3 штрафа по 400 тысяч рублей, которые почти сразу же были оплачены с учетом скидки в 50 %. Когда автопоезд добрался до Нижегородской области, собственник нескольких федеральных дорог ФКУ «Упрдор Москва — Нижний Новгород» направил письмо в Госкомтранс РМ с просьбой задержать тягач с грузом. Почему контролирующие транспортники этого региона (как и других на маршруте следования) сами не пожелали осуществлять задержание — загадка.

В Мордовии действует территориальный отдел Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МТУ Ространснадзора), который, в частности, как раз следит за грузоперевозками. Силами его сотрудников была организована фактически целая спецоперация по задержанию тягача-тяжеловеса. Помогали им коллеги из Пензенского территориального отдела, так как у них, в отличие от представителей мордовского отдела, есть специальное транспортное средство с оборудованием по замеру габаритов автопоездов.

Задержать негабарит было решено на подступах к Рузаевке. Через сам город техника физически не прошла бы, поэтому перевозчик воспользовался объездной! Напомним, что первый этап был сдан в эксплуатацию, а второй только достраивается. Но дорога уже заасфальтирована, и это позволило негабариту там проехать. Так что строительство объездной, можно сказать, уже оправдано! Вот для чего нужны такие дороги. Но вернемся к «спецоперации»… Контролирующие органы неожиданно потеряли негабарит на маршруте. Нашли его уже стоящим на обочине и прикрытым бетонными блоками. Строители второго этапа таким образом решили помочь перевозчику. «Гвардейцам» из Ространснадзора пришлось устраивать ночную засаду и дожидаться, когда автокараван тронется. Наконец на въезде в Ялгу он был задержан. Впервые в истории мордовского территориального отдела МТУ были применены блокираторы — желтые скобы на замках. Их повесили на передние колеса тягача. За самовольное снятие блокираторов законодатель предусмотрел даже уголовную ответственность. Также специалисты Пензенского территориального отдела МТУ Ространснадзора (напомним, что именно они осуществляли обмер) составили на перевозчика еще один административный материал в дополнение к трем вологодским. Также на 400 тысяч рублей.

Бывают и такие грузы: перевозка лопасти ветрогенератора на «Вольво». Фото: ТИС Групп
Бывают и такие грузы: перевозка лопасти ветрогенератора на «Вольво». Фото: ТИС Групп

Самое интересное, что никакого задержания, скорее всего, и не случилось бы, будь открытым путепровод на северном участке объездной Саранска. Автопоезд с нижегородской трассы просто повернул бы на объездную, и через пару часов его уже разгружали бы на стройплощадке… Напомним, что с 1 апреля движение всех видов транспорта по путепроводу перекрыто из-за ремонта.

Что будет дальше? Какие перспективы ждут шофера уникального тягача (он живет прямо в кабине почти месяц) и его сопровождающих (они снимают гостиницу)? Кажется, этого никто не знает. Для того чтобы снять блокираторы, перевозчик должен получить спецразрешение. За комментариями я обратился в «ТИС Групп», но там заявили, что не имеют в собственности никакой техники, кроме легковой. И в аренде тоже, соответственно. «Мы лишь организуем перевозки!» — пояснили мне по телефону. Удивительная история!

Ну и напоследок немного позитива. По старой водительской привычке я спросил у сопровождающих груз, нужна ли им какая-нибудь помощь (хотя абсолютно понятно, что эти ребята готовы ко всему, поэтому помощь оказать они могут сами кому угодно). «Все у нас есть! — ответили мне. — Народ у вас любезный. Чего только нам не везут! На днях уборщик на велосипеде, который остановку подметает, нам самогон и хлеб привез!»