Неочищенный радиатор, езда на непрогретом двигателе, использование воды вместо антифриза и другие неправильные действия могут ускорить поломку двигателя вашего автомобиля.
В первую очередь мы поговорим об ошибках, которые приводят к быстрому выходу из строя моторов. В основном речь пойдёт о традиционных двигателях внутреннего сгорания, преимущественно бензиновых.
В современных автомобилях всё чаще используются гибридные силовые установки и высокотехнологичные дизельные двигатели с небольшим рабочим объёмом и чувствительной системой питания. Правильная эксплуатация таких двигателей требует ещё больше внимания и усилий. Однако это тема для отдельной статьи. Тем не менее некоторые из наших советов будут полезны и для таких агрегатов. И, как обычно, мы обещаем использовать минимум сложных технических терминов и давать максимум простых и понятных рекомендаций.
Езда без тахометра
Многие современные автолюбители считают тахометр устаревшим прибором, доставшимся им от дедушкиного «Москвича», и поэтому игнорируют его показания. Однако тахометр является важным инструментом, позволяющим контролировать работу двигателя.
Обычно водители помнят о правильном использовании автомобиля только до первого технического обслуживания. После этого они начинают ездить как угодно, считая, что обкатали машину и теперь можно не заботиться о её техническом состоянии.
Конечно, новый двигатель нужно обкатать, но и после этого важно эксплуатировать его правильно: избегать чрезмерных нагрузок на высоких оборотах и длительной работы на низких оборотах с ранним переключением передач.
Из-за повышенных нагрузок при высоких оборотах происходит ускоренный износ поршневой группы, что может привести к неожиданному капитальному ремонту. Недогруженный мотор также вреден, как и перегруженный. Флегматичная езда на низких оборотах с ранними переключениями передач значительно сокращает срок службы двигателя.
При такой манере езды температура в камерах сгорания не достигает оптимальных значений, что приводит к образованию нагара на стенках цилиндров, свечах зажигания и поршнях. Это, в свою очередь, вызывает проблемы с запуском двигателя, а в крайних случаях может привести к отказу датчиков в системе выпуска и выходу из строя дорогостоящего катализатора.
Езда «на холодную»
Нужно ли прогревать двигатель — вечный вопрос, который волнует водителей не только зимой, но и в тёплое время года. И действительно, прогрев двигателя полезен всегда, даже летом. Вопрос только в том, сколько времени на это уйдёт. Одни водители трогаются сразу после запуска двигателя, другие ждут, пока датчик температуры охлаждающей жидкости покажет, что мотор прогрелся.
Но есть пара простых правил: летом лучше подождать минуту или полторы, а зимой — не менее 2–3 минут. Этого времени достаточно, чтобы масляный насос равномерно распределил смазку по рабочим поверхностям двигателя и основным парам трения. Греть дольше нет смысла — это только лишняя трата времени и топлива.
После этого стоит начать движение аккуратно и плавно и проехать так около километра или двух. Такой режим езды нужен не только для прогрева двигателя, но и для нормальной работы коробки передач, демпферов и резиновых деталей в ходовой части, а также других жидкостей и смазывающих составов в рулевом механизме.
Немытый радиатор
Согласно статистике, большое количество поломок двигателя происходит из-за его перегрева. Эти проблемы могут быть вызваны не только механическими неисправностями системы охлаждения двигателя, но и простой невнимательностью водителей и их нежеланием заботиться о своём автомобиле.
Радиатор, одна из ключевых деталей системы охлаждения, загрязняется пухом, сухими листьями, семенами растений, пылью летом и грязью, солью и песком зимой. Многие машины «закипают» в пробках именно из-за того, что радиатор забит грязью. Иногда водители доводят состояние этой детали до такой степени, что на ней образуется толстый слой грязи, который невозможно удалить, не сняв радиатор с автомобиля.
Наличие радиатора кондиционера, который обычно находится всего в паре сантиметров от основного радиатора, также способствует накоплению грязи. Кроме того, некоторые производители используют радиатор для охлаждения масла в автоматической коробке передач, поэтому польза регулярной мойки радиатора очевидна.
Вода вместо антифриза
Ещё одна распространённая ошибка — это ненадлежащий уход за радиатором. Мало кто из современных автолюбителей регулярно заменяет антифриз в системе охлаждения, хотя срок службы этой жидкости составляет не более двух-трёх лет. После этого антифриз теряет свои свойства и начинает вредить системе охлаждения, приводя к образованию воздушных пробок и коррозии радиатора.
Также многие водители доливают в систему охлаждения воду вместо антифриза, если его уровень снижается из-за испарения. Это может быть связано с желанием сэкономить или просто с ленью и нежеланием заниматься своим автомобилем. Однако вода вызывает коррозию и даже образование накипи в трубках радиатора, что в конечном итоге приводит к поломке радиатора и серьёзным проблемам с двигателем.
«Полезные» присадки
В этом тексте речь пойдёт о добавках, которые могут нанести вред двигателю. Безусловно, существует множество присадок, которые приносят пользу двигателю, очищая топливные магистрали или выпускную систему. Однако многие автомобилисты добавляют в бак всё подряд, поверхностно ознакомившись с инструкцией и даже не прочитав руководство по эксплуатации своего автомобиля.
Многие из таких добавок могут оказаться вредными для двигателя. Например, популярная присадка для повышения октанового числа помогает более эффективному сгоранию топлива в камере, но часто засоряет систему подачи топлива и увеличивает нагар, что со временем может привести к поломке двигателя.
Марганцевые присадки, в свою очередь, крайне негативно влияют на каталитический нейтрализатор, разрушая его. Поэтому их не следует использовать в автомобилях с большим пробегом, где катализаторы уже изношены. Это может привести к поломке.