За полтора года, что прошли с последнего мелтдауна сына, я, конечно, успокоилась. Уже не живу в постоянной тревоге и напряжении.
Но на днях поймала себя на мысли, что по-прежнему прислушиваюсь к его словам, присматриваюсь к поведению: не участились ли стимы, слышит ли он меня, когда начинает повторять одно и то же, ходить по кругу.
Если не слышит, начнёт злиться. И на этом этапе ещё может себя остановить. Научился. Но если вдруг всё пойдёт по другому сценарию, дальше - точка невозврата.
Может случиться то, что уже не контролируется разумом. И это выглядит очень страшно.
И я, скорее всего, очень сильно испугаюсь. Потому что отвыкла уже от такой неспокойной жизни, когда срывы у сына были по три-четыре раза в неделю.
Особенно сложно дался девятый, выпускные экзамены, адаптация в техникуме, странный 8ирус и самоизоляция.
За два года руки сына покрылись следами от укусов. Шрамы от некоторых из них видны и сейчас. И перелом, неправильно сросшийся, остался на память от тех времён.
Думаете, зачем всё это рассказываю? Чтобы предупредить.
Мелтдаун опасен, непредсказуем своими последствиями. Человек, находясь в таком состоянии, может нанести себе физический вред. Иногда даже не желая этого.
Например, что-то разбить или уронить.
Мне тут историю рассказали. Решили скинуть вес одному парню с аутизмом. Закрыли кухню на ключ. А он пошёл по привычке среди ночи. Не смог добраться до холодильника.
И случился мелтдаун. Пока мать проснулась от громкого крика, успел расхлестать кулаком стекло в двери.
Пришлось вызывать скорую. Увезли, конечно, руку зашили. Оставили на неделю под наблюдением, было порвано сухожилие. Естественно, с мамой. Потому что парню хоть и за двадцать, но поведение своё он не контролирует. Имеет первую группу инвалидности.
Поэтому, нет, никогда не прислушивайтесь к совету, который можно встретить в интернете: "Оставьте человека с аутизмом в одиночестве во время мелтдауна."
Оставить человека одного можно только в шатдауне, когда он полностью отключается от мира. Но не в состоянии крайнего возбуждения, которое уже не поддаётся самоконтролю.
Всегда будьте рядом. Возможно даже придётся вмешаться, если ситуация полностью выйдет из под контроля.
Как вы помните, нам приходилось сына обездвиживать. А это задача нелёгкая. Потому что сил у человека в мелтдауне в разы больше, чем в обычном состоянии. Сплошной адреналин.
Для тех, кто ещё не в теме, расскажу, почему так случается.
Происходит очень сильная перегрузка, и нервная система человека с аутизмом перестаёт с ней справляться. Мелтдаун подобен извержению вулкана или машине, которая мчится без тормозов, сметая всё на своём пути.
И это не просто резкие перепады настроения, не просто истерика. Тот, кто видел такое хоть раз, больше не ошибётся.
И будет знать, что словами такое не остановишь, а уж тем более криками или угрозами.
И нужно постараться обеспечить безопасность, если человек может причинить вред себе или окружающим людям.
Кстати, знаете, что ещё заметила? Мелтдаунов у сына нет давно, но, когда я вижу, что он в плохом настроении, злится, сразу же прячу подальше все гаджеты, ценные вещи и важные бумаги. На всякий случай. Действую уже чисто машинально, не задумываясь.
А потом хожу и ищу то, что надёжно спрятала. Смешного тут ничего нет, хотя я, бывает, смеюсь. Всё очень грустно. Уже выработалась привычка. Нужно от неё избавляться.
Скажу вам как особый родитель со стажем, и к такому совету не стоит прислушиваться: "Попытайтесь отвлечь ребёнка (или не ребёнка) с аутизмом во время срыва. Дайте ему в руки телефон или планшет с мультфильмами."
Нет, если у вас много денег и вы можете совершенно спокойно лишиться гаджетов, то, конечно давайте. С точностью в 95 процентов всё это будет разбито за считанные секунды.
Потому и прячу. На случай, если ситуация станет усугубляться. Потом можно не успеть.
А вот к совету, "не позволяйте другим вмешиваться, пытаться успокоить, призвать человека с аутизмом к совести", нужно прислушаться.
Вспоминаю сразу несколько эпизодов, когда ещё можно было смягчить последствия, если бы наши ближайшие родственники "не пришли на помощь", о которой их ещё никто не просил, совершенно не зная, не понимая, как нужно себя вести с аутичными детьми во время мелтдауна.
Это что касается домашних срывов.
Но ведь бывает, что они случаются и в общественных местах.
Вот тут совсем сложно. Люди будут подходить, спрашивать, нужна ли помощь рассказывать о плохом воспитании, угрожать полицией и опекой, если вдруг вы посмеете ребёнка (или уже не ребёнка) удерживать.
Да и вообще неприятная ситуация, как ни крути.
Помню, как я боялась мелтдауна в техникуме. Подолгу стояла утром под окнами кабинета, проводив сына на занятия, когда он был в плохом настроении. А потом не выпускала из рук телефон, всё боялась, что мне позвонят.
Не звонили. Хотя было всякое. И рюкзак по кабинету летал. И стулья падали. Но все серьёзные срывы случались дома или по дороге домой.
В публичном пространстве Серафим себя хоть и с трудом, но контролировал ситуацию.
А в данный момент времени научился и дома держать себя в руках. Правильно дышать, если захлёстывают эмоции, брать утяжелители для рук, класть на грудь тяжелую подушку с гречкой.
Где-то я помогаю успокоиться. Есть у меня в запасе слова, которые действуют безотказно. Но нужно их успеть сказать до точки невозврата.
А могу вообще ничего не говорить. Просто подойти сзади и крепко обнять. В общем, справляемся. Нет уже давно у Серафима никаких мелтдаунов, никаких нервных срывов.
З.Ы. Писать про фарму, которую, мы якобы не подбирали не надо, не понимая всей ситуации. Она была.
З.Ы.Ы Напомню, что много рассказывала о мелтдаунах в старом блоге. И есть там даже раздел с таким названием. В нём истории из нашей жизни, размышления о причинах нервных срывов. А здесь я редко затрагиваю эту тему. Не собиралась совсем. Но "Азбука аутизма" без неё не обойдётся.
Всем отличной пятницы. А у нас опять дождь. Но тепло. Сегодня + 15