Некоторые станции метро стали истинными шедеврами благодаря таланту и неординарному мышлению их создателей, которые могут быть не столько всемирно известными художниками, сколько обладателями яркой фантазии и уникального взгляда на архитектуру.
Подземные комплексы с великолепной архитектурой и необычными художественными интерьерами вызывают ещё большее восхищение, если учесть серьёзные инженерные и технические препятствия, с которыми приходится сталкиваться при их создании. К примеру, необходимо сохранить структурную целостность конструкций, обеспечить оптимальные условия воздухообмена и поддерживать нужный уровень влажности.
Станция «Westfriedhof» в Мюнхене
Мюнхенская станция метро «Westfriedhof», открытая 24 мая 1998 года, первоначально не отличалась заметными особенностями. Но ситуация радикально изменилась в 2001 году, когда станцию украсили 11 гигантскими лампами диаметром около 4 метров. Это преобразование быстро превратило «Westfriedhof» в один из центральных арт-объектов Мюнхена.
Трансформация станции была идеей Инго Маурера, известного немецкого дизайнера осветительных устройств, чьи работы заслужили ему прозвище «Поэт света». Огромные лампы, излучающие синий, желтый и красный свет, преобразили пространство станции, придав ему вид волшебной пещеры. Чередование света и тени делит платформу на зоны с различным освещением, создавая захватывающее визуальное разнообразие.
Изначально планировалось установить стеклянные панели перед стенами, однако архитектору больше понравился первоначальный, суровый вид стен, поэтому от этой идеи отказались. В 2003 году стены пришлось укрепить с помощью стальной сетки из-за ослабления некоторых участков.
Созданная уникальная атмосфера сделала станцию «Westfriedhof» желанным местом для съемок рекламных роликов и других коммерческих проектов. Не обошли стороной станцию и музыканты; например, группа «The Haggis Horns» выбрала её в качестве локации для обложки одного из своих альбомов.
Станция «Arts et Métiers» в Париже
Парижская станция метрополитена «Arts et Métiers» («Искусства и ремесла»), открытая 19 октября 1904 года, знаменита не только своим возрастом. Особенно интересной она стала в 1994 году, когда, в честь двухсотлетия Национального музея искусств и ремесел, получила новый дизайн от бельгийского художника Франсуа Шуитена, вдохновлённого стилем стимпанк.
В этом году станция была преобразована в нечто похожее на подводную лодку «Наутилус» из романов Жюля Верна. Художник переосмыслил пространство станции, добавив элементы, характерные для стимпанк-эстетики: стены покрыты медной обшивкой с видимыми клепками, а вокруг периметра установлены иллюминаторы с толстым стеклом, за которым размещены экспонаты из музея. Под потолком, в центре зала, висят соединённые между собой шестерёнки и валы кривошипного механизма, создавая эффект настоящего механического устройства.
Таким образом, посетители станции «Arts et Métiers», спускаясь на платформу, оказываются в удивительной, фантастической обстановке, словно попадают в мир Жюля Верна.
Станция «Szent Gellért tér» в Будапеште
В Будапеште станция метрополитена «Szent Gellért tér» («Площадь Святого Геллерта»), открытая 28 марта 2014 года, занимает позицию самой глубокой станции на линии М4. Проект оформления станции был разработан архитектурным бюро «Spora Architects», которое выбрало современный подход к дизайну, превратив транспортную зону в место для общественных встреч.
Для достижения желаемого эффекта архитекторы использовали мозаику в отделке стен и потолка, которая создаёт динамичные визуальные иллюзии, особенно заметные при движении. Это оформление также намекает на связь станции с историческими зданиями гостиницы и бань «Gellért», расположенных поблизости, украшенных мозаикой от знаменитой фабрики «Жолнаи».
Станция «Olaias» в Лиссабоне
Станция метро «Olaias» в Лиссабоне, Португалия, известна как одна из десяти самых красивых метростанций в мире. Её открытие в 1998 году совпало с проведением мировой выставки «World Expo» в Лиссабоне, и станция была задумана так, чтобы произвести впечатление на более чем 11 миллионов посетителей выставки, что, несомненно, ей удалось.
За дизайн «Olaias» отвечал португальский архитектор Томас Тавейра вместе с командой из пяти талантливых художников. Их целью было создать что-то поистине завораживающее, и они превзошли ожидания. Станция поражает своим разноцветным витражным потолком, который напоминает мозаичное лоскутное одеяло из стекла, и стенами, отделанными традиционной португальской плиткой, которая веками использовалась для украшения церквей и дворцов.
Общий дизайн станции настолько волшебный и сказочный, что посетители порой могут забыть, что они находятся в подземелье, настолько исключительным является её внешний вид.
Станция «Formosa Boulevard» в Гаосюне
Станция метро «Formosa Boulevard» в Гаосюне, Тайвань, считается одной из наиболее впечатляющих в мире. Она была открыта в сентябре 2008 года в преддверии проведения «World Games 2009». Эта станция представляет собой трехуровневый комплекс с 11 выходами и служит пересадочным узлом для двух линий городского метрополитена.
Особенностью «Formosa Boulevard» является «Купол Света» — самое большое стеклянное перекрытие в мире, творение итальянского художника Нарцисса Квольяты. Это витражное чудо, покрывающее площадь в 2180 квадратных метров и поддерживаемое всего двумя колоннами, состоит из более чем 4000 стеклянных панелей, представляющих собой мозаику всех цветов радуги. Дизайн «Купола Света» включает в себя изображения, отражающие различные аспекты человеческой жизни, делая его не только архитектурным шедевром, но и художественным произведением, рассказывающим истории.
На какой станции метро вам захотелось побывать лично?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.