Найти в Дзене
АЛГА ПАК

Наддув, полный привод - суперкары СССР, о которых мало кто знает

Оглавление

Эти уникальные автомобили из мечтательных 1980-х были нацелены на сражения на гоночных трассах с самыми "продвинутыми" иномарками.

Ветер перемен

Сейчас это выглядит несколько наивно, но во второй половине 1980-х в прессе всерьез обсуждались возможности производства в СССР автомобилей класса GT - мелкосерийных и родственных спортивным машинам.

Хотелось сражаться на трассах ралли с самыми именитыми зарубежными авто. Ведь делали же гражданские версии Audi Sport Quattro, а до этого - Lancia Stratos. Чем советские автомобильные заводы хуже?

Еще на заре 1980-х в СССР создали новый 9-й класс (с 1988 г. - группа А5) раллийных автомобилей. Этот класс дал возможность выпускать специальные спортивные машины с ограничениями, фактически, лишь по рабочему объему двигателей - 2 л.

Lancia Stratos
Lancia Stratos

А ведь прежде советские гонщики выступали на машинах, сделанных в жестких рамках, позволяющих менять стандартную конструкцию лишь в очень малых решениях. И эти машины были, как известно, космически далеки от иностранных полноприводных машин с двигателями мощностью до 350 л.с. Именно подобные монстры, так называемой группы В сражались за первенство в абсолютном зачете на самых известных международных ралли.

Отметим, что международную группу В упразднили из-за аварий со смертельным исходом уже в 1986 году. Но был ведь еще и марафон «Париж-Дакар». Да и, собственно, советских романтиков остановить было невозможно.

Белая ворона

Среднемоторный автомобиль Москвич - АЗЛК-2141А5
Среднемоторный автомобиль Москвич - АЗЛК-2141А5

То, что спортивному «Москвичу», выпущенному на АЗЛК, присвоили именно такое неофициальное прозвище - весьма символично. Ведь эта машина, как и его аналоги иных советских заводов, значительно отличалась от всех серийных советских моделей.

Полуофициально автомобиль, построенный в 1988 году, получил название АЗЛК-2141А5. В истории он еще известен под именем «Алеко-141КР». Кстати, надпись «Aleko 141CR» заводские художники на кузов нанесли, не подразумевая ничего конкретного.

От серийного «Москвича-2141» у машины не осталось почти ничего. По сути — только элементы передка и ветровое стекло. Кузов на этом авто - это пространственный каркас со стеклопластиковыми панелями. Двигатель разместили за сиденьями, а коробку передач, соответственно, — в заднем свесе.

Уфимский мотор рабочим объемом 2 л, оснащенный двумя карбюраторами Weber, выдавал мощность в 175 л.с. Максимальная скорость спортивного «Москвича» массой всего 890 кг ровнялась 200 км/ч. Предусмотрели также блокировку дифференциала.

Все подвески были независимыми: передняя - с треугольными рычагами, задняя - со стойками. Машину получила дисковые тормоза на всех колесах. Задние поставили от Форда.

Конечно, на заводе думали и о полном приводе. Тем более что полноприводный «Москвич-2141» уже существовал. Но для начала «Белую ворону» опробовали вне зачета на трассе «Память» в заднеприводном варианте. Автомобиль, разумеется, требовал доводки.

Но совсем скоро у завода, как и у прочих советских предприятий, появились иные, куда более земные заботы.

«Восьмерки» с плюсом

Спортивный заднеприводный ВАЗ-29081
Спортивный заднеприводный ВАЗ-29081

Первым подобным автомобилем, сделанным в Тольятти, был ВАЗ-29081 он же - ВАЗ-2108 Ралли. Как и в Москвиче, двигатель в этой «восьмерке» установили в базе, задние колеса ведущие.

Двигатель изготовили на основе блока ВАЗ-2106, но рабочим объемом 1,9 л с четырьмя клапанами на цилиндр. С двумя карбюраторами Weber агрегат выдавал 145−150 л.с. при 7500 об/мин. Перед пятиступенчатой коробкой передач стояло гоночное металлокерамическое сцепление.

Машину оснастили дифференциалом повышенного трения и независимыми подвесками. От стандартного ВАЗ-2108 не осталось практически ничего. А вскоре в Тольятти сделали и полноприводную машину — ВАЗ-29084 (Лада-2108 Ралли 4×4) с тем же150-сильным 1,9-литровым движком.

От стандартного ВАЗ-2108 не осталось практически ничего
От стандартного ВАЗ-2108 не осталось практически ничего

Боевой автомобиль из «восьмерки» сделали в 1986-м и в Вильнюсе, на заводе ВФТС (VFTS, Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств), возглавляемом знаменитым советским гонщиком, неоднократным чемпионом СССР по ралли Стасисом Брундзой.

У Lada EVA (EVA — Экспериментальный вильнюсский автозавод) от «восьмерки» тоже остались лишь немногочисленные наружные детали. В основе кузова была пространственная рама с двумя подрамниками, на которые крепили агрегаты. Авто было заднеприводным.

Литовская Lada EVA имела привод на задние колеса
Литовская Lada EVA имела привод на задние колеса

В базе стоял двигатель, аналогичный тому, что установили на вазовской машине. Но в литовской версии двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр и рабочим объемом 1,9 л с системой впрыска и наддувом выдавал уже 300 л.с. Разгон до 100 км/ч был на уровне 7 секунд. В Вильнюсе существовал и проект Lada EVA-S Proto - полноприводный автомобиль с двигателем мощностью 350 л.с. Но в металле и стеклопластике его не сделали.

Апельсины с НАМИ

В основе НАМИ-0290 был кузов Таврии ЗАЗ-1102
В основе НАМИ-0290 был кузов Таврии ЗАЗ-1102

Свой взгляд на суперкар имелся и у молодых специалистов института НАМИ. Полноприводный НАМИ-0290 «Апельсин» построили с применением элементов кузова ЗАЗ-1102 Таврия, но со стеклопластиковыми панелями. Рабочий объем мотора ВАЗ-2106 был таким же, как у серийного двигателя - 1,6 л. Но благодаря наддуву, мощность повысили до 180 л.с.

Полноприводный НАМИ-0290 «Апельсин»
Полноприводный НАМИ-0290 «Апельсин»

Двигатель, как и в аналогичных советских машинах, стоял в базе. Все подвески были независимыми со стойками, элементы трансмиссии позаимствовали от Нивы ВАЗ-2121. «Апельсин» оказался весьма тяжелым - 1000 кг. Но по сути, это был лишь макетный образец.

НАМИ-0300 «Апельсин-2» 1991 года
НАМИ-0300 «Апельсин-2» 1991 года

Развитием изысканий, заложенных в НАМИ-0290, стал НАМИ-0300 «Апельсин-2», построенный уже в 1991 году. На эту тоже полноприводную, но уже более совершенную машину, установили двигатель ЗМЗ-406.10 объемом 2,3 л, форсированный до 180 л.с. Машина разгонялась до 100 км/ч за 9,6 с и имела максимальную скорость 210 км/ч.

НАМИ-0300 имел стеклопластиковые панели кузова
НАМИ-0300 имел стеклопластиковые панели кузова

Но создатели суперкара полагали, что это только начало. Совместно с ЗМЗ готовили 240-сильный мотор, с расчетом, что с наддувом он сможет выдать 300−350 л.с. Эх, были времена!

Для авто сделали оригинальную пятиступенчатую коробку, поставили двухдисковое сцепление, сделали независимые подвески и межосевой дифференциал с возможностью плавной регулировки распределения момента на переднюю и заднюю оси.

Все тормоза «Апельсина» были, разумеется, дисковыми вентилируемыми.

Итоги

Ясно, что советские суперкары были наивными и даже фантастическими проектами заскучавших на советских автозаводах специалистов - молодых инженеров и дизайнеров. Даже и в те годы трудно было поверить, что хоть какая-нибудь из этих машин будет соревноваться на Дакаре. «Восьмерка», правда, позже вышла, но уже совершенно иная и созданная при участии Франции.

* * * * * * *

ДРУЗЬЯ, РАЗУМЕЕТСЯ, ДЛЯ НАС ВАЖНЫ ВАШИ КОММЕНТАРИИ И ЛАЙКИ. БУДЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ АКТИВНОСТИ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ ДЗЕН АЛГА ПАК!

* * * * * * *

УВАЖАЕМЫЕ ЗАКАЗЧИКИ, ПОДПИСЧИКИ И ГОСТИ КАНАЛА! НАША КОМПАНИЯ АЛГА ПАК ЗАНИМАЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ДИСПЕНСЕРОВ (РАЗМОТЧИКИ) ДЛЯ ПП, ПЭТ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛЕНТ. МЫ РЕАЛИЗУЕМ СТРЕППИНГ ИНСТРУМЕНТ ПО РОССИИ И В СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ!

СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СДЕЛАНО В РОССИИ!

Вся продукция Компании АЛГА ПАК защищена патентами Российской Федерации.

Оптовым клиентам предлагаем особые цены! Всегда открыты к сотрудничеству!

* * * * * * *

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ АЛГА ПАК

+7 919 995 53 81

info@algapack.ru

algapack.ru

#авто #машины #гонка #суперкары #автогонки #трасса #автогонщик #размотчикилент #стреппингинструмент #алгапак