Найти тему
Искусство воспитания

Как защитить свои личные границы

Оглавление

Каждый человек ежедневно сталкивается с социумом и, так или иначе, налаживает с ним контакт.

На занятии "Воспитание искусством" разыгрываем сказку про птичек, учимся проявлять заботу, договариваться, делать одно дело вместе
На занятии "Воспитание искусством" разыгрываем сказку про птичек, учимся проявлять заботу, договариваться, делать одно дело вместе

У кого-то это получается легко, а кому-то приходится бороться с окружающим поведением или с самим собой.

Важным умением здесь является очерчивание личных границ. Это позволяет человеку защитить себя, дать понять окружающим как можно поступать с собой, а как нельзя.

Такие способности закладываются с детства и идут из семьи.

Светлана Бектимирова, психолог и ведущий педагог, поделилась некоторыми нюансами на эту тему в одном из эфиров онлайн-клуба “Воспитание искусством”.

Какой ты

Условно людей можно поделить по видам защиты в определенных ситуациях:

  1. Пассивный: такими людьми руководит страх, они могут со всем соглашаться, не отстаивать свою позицию, бояться, что их отвергнут.

Чаще всего у таких людей в детстве были очень авторитарные родители, которые слишком опекали (не давая вздохнуть спокойно) или постоянно одергивали, говорили что и как надо/не надо делать.

2. Агрессивный: эти люди сами форсируют ситуацию, могут обозвать или сказать какую-то гадость, задумывают план мести.

В силу неумения высказаться и защитить себя мирным способом, они нападают и, тем самым, ограждают себя от окружающего мира.

3. “Здоровый”: это то среднее нормальное состояние, в котором человек может обозначить свою позицию и вежливо попросить соблюдать его границы.

Например, человек может сказать: “Мне мешает…”, “Мне неудобно…”, “Мне дует..” и т.д. И далее попросить сделать так, чтобы стало лучше: “Прикройте окно, пожалуйста”, “Пересядьте, пожалуйста” и др.

Игра-тренинг на занятии "Воспитание искусством"
Игра-тренинг на занятии "Воспитание искусством"

Здесь может быть и третья ступень — это “санкции”, когда человек предупреждает, что если не будут соблюдены его условия, то будет крайняя мера. Например: “Если вы будете продолжать подобный разговор, то я уйду”.

Делаем иначе

В какой группе вы узнали себя? Как ребенка или как родителя? Может, как раз ваши дети находятся в подобных ситуациях? Или вы педагог и каждый день сталкиваетесь с подобными вариантами?

Методика “Воспитание искусством” уникальна в своем роде и позволяет работать с личными границами с самого раннего детства.

Используя разборы сказок, притч, песен, стихов и др. наши педагоги раскрывают детей, их уникальные способности, и помогают взрастить в них их собственное “Я”.

Здесь также подключается музыка, которая в совокупности с литературой дает полный спектр эмоций для детей. А ведь наша цель — именно вызвать правильные эмоции, добиться понимания и осознания на самом простом детском уровне.

Презентация домашнего задания на занятии "Воспитание искусством"
Презентация домашнего задания на занятии "Воспитание искусством"

Всё проходит поэтапно. И в начале пути наши педагоги делают простые, но очень важные шаги на пути к доверию ребенка.

А правильные границы строятся на фундаментальной основе хорошей самооценки, уверенности в себе, доверии к окружающим и т.д.

Я с мамой

Например, на первом же занятии “Воспитание искусством” ребенок садится на понравившийся стульчик и это считается его “домиком”. Он защищен в нем, это его первая личная граница, за которую даже педагог не переступает, если того не пожелает сам ребенок.

Мы не кричим на занятиях, не вешаем ярлыки — “Хороший” или “Плохой”. Мы даем раскрыться ребенку.

Это не всегда происходит сразу, потому что дети приходят в разном возрасте и с разным “багажом” в виде воспитательных мер родителей.

Занятие "Воспитание искусством"
Занятие "Воспитание искусством"

Кстати, именно родители — одна из главных составляющих успеха методики. Если родители вовлечены в процесс и подкрепляют работу дома, то всё движется гораздо быстрее.

Педагоги после каждого занятия дают практические рекомендации по каждому ребенку и помогают семье усилить эффект от занятий в группе.

Научим

Небольшой пример из практики методики “Воспитания искусством”.

Разбор простой сказки с бабой Ягой. Этот персонаж — явный пример пассивного вида защиты границ, где есть яркое проявление мести, злости, неудовлетворенности.

Мы обсуждаем с детьми характеристику персонажа Бабы Яги, проживаем эту сказку по ролям и задаем наводящий вопрос: “А ты хочешь вести себя как Баба Яга?”. На что, как правило, ответ однозначный — нет.

И это дает наглядный пример детям о том, к чему приводит подобное поведение.

А также проговариваем правильный вариант исхода ситуации, как можно поступить и быть услышанным со стороны общества.

Творческий мастер-класс по мотивам методики "Воспитание искусством"
Творческий мастер-класс по мотивам методики "Воспитание искусством"

Если в процессе обсуждения ребенок отвечает — это хорошо, если нет — никто не будет его принуждать и позорить.

Педагог мягко подводит его к таким шагам и дожидается момента, когда он сам захочет раскрыться.

Этот сигнал дает ребенку понять, что с его мнением считаются и не нарушают его границы.

Что же происходит дальше? Какие игры, лайфхаки, произведения литературы и музыки помогают педагогам в процессе построения личных границ ребенка?

Больше информации вы сможете узнать из полной версии этого эфира в клубе “Воспитание искусством”.

Кроме того, в конце эфира вас ждет сюрприз — практическое занятие от педагога, которое зарядит вас и позволит окунуться в атмосферу методики.

Спасибо, что дочитали эту статью.

Будем рады вашей подписке на канале ЯДзен и посещению клуба “Воспитание искусством”.

До новых встреч!