Современные компании — это сложнейшие системы. Они состоят из множества команд со своими функциями, целями и задачами, которые часто противоречат друг другу. Из противоречий получаются конфликты, а конфликты ведут к нервам, скандалам и, как следствие, — падению эффективности.
Спасать компании от таких ситуаций призван медиатор-конфликтолог. Это специальность на стыке психологии и менеджмента с вкраплениями социологии, политологии и экономики. Задача таких специалистов — эффективно решать конфликты, не давать им перерасти в судебные иски и примирять стороны.
Чем занимается конфликтолог: объясняем на примере
Допустим, есть компания ООО «МегаАйТи» — о-о-очень серьёзная фирма, которая занимается корпоративным ПО. В ней есть 2 направления — продуктовое и маркетинговое. Задача первого — сделать из имеющихся ресурсов максимально классный продукт, задача второго — максимально эффективно этот продукт продать.
Казалось бы, эти цели не противоречат друг другу — хорошую вещь и продать несложно. Но маркетинг хочет ухватиться за волну хайпа вокруг ИИ и продавать продукт как решение на базе искусственного интеллекта, с чат-ботом, генерацией изображений и так далее. Продуктовая команда говорит, что это не самая сильная сторона продукта и что гораздо важнее сейчас сосредоточиться на тех функциях, которые ценят уже имеющиеся клиенты. Звучит как обычный рабочий спор, но такие конфликты могут серьёзно сказаться на производительности всей компании. Маркетинговый лебедь и продуктовая щука будут тянуть проект в разные стороны, и в итоге никто никуда не поедет.
Посмотрев на всё это, руководство решает нанять медиатора-конфликтолога, чтобы тот помог разобраться в проблеме как можно скорее и без серьёзного ущерба для компании. Чтобы решить спор, медиатор следует такому алгоритму:
- Погружается в ситуацию и выслушивает обе стороны, при этом оставаясь нейтральным и никому не симпатизируя.
- Cобирает факты, данные и мнения, тщательно анализирует их и формирует повестку совместной встречи.
- Модерирует встречу, используя техники фасилитации: активное слушание, воронку вопросов, вербализацию и многие другие.
- Помогает выработать решение, которое устраивает каждую сторону, учитывая их интересы (Важно! Медиация — это не про поиск компромисса, когда каждый идёт на уступки и «теряет», а про оптимальное решение, которым доволен каждый).
- Сопровождает процесс исполнения решения, если возникает такая необходимость.
Это примерная общая структура работы медиатора-конфликтолога. Она подсвечивает главные качества, которыми должен обладать специалист: умение слушать, задавать правильные вопросы, хорошо доносить свои мысли и быть беспристрастным.
Такой набор качеств встречается нечасто, и компании готовы за них хорошо платить: один час консультации медиатора-конфликтолога стоит от 2 000 до 5 000 рублей. А средняя зарплата специалиста с опытом работы в 1-2 года — 120 000.
А вот где этому всему научиться
Как решать конфликты — на своей или чужой работе, — вы узнаете на совместном курсе от Skillbox и Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова «Медиатор-конфликтолог». Это подробная программа от психологов и юристов из Сеченовского университета. На ней вы будете разбирать реальные кейсы, устраивать бизнес-игры, выполнять практические задания. А в конце получите официальный диплом о профессиональной переподготовке.
«Мягкие» навыки особенно важны конфликтологам. Поэтому, кроме основных курсов, вы получите доступ к двум дополнительным на выбор:
- По личному бренду или лидерству.
- По финграмотности или тайм-менеджменту.
Чтобы узнать больше, просто листайте вперёд и переходите на страницу программы.