В диалоге участвуют как минимум 2 собеседника, каждый из которых хочет быть услышанным. Как часто мы стараемся «перекричать» друг друга, донести свою позицию чтобы собеседник нас ну точно понял. И в этом наша ошибка. Мы стараемся сказать больше, вместо того, чтобы слушать больше. Рассказываем, как быть услышанным, не повышая голос.
Побудить человека слушать вас можно не только голосом и аргументами. Секрет прост.
В диалоге важнее слушать, а не говорить
Начиная диалог, мы преследуем какую-то цель: высказать свою позицию, аргументировать мнение, сподвигнуть собеседника на какое-либо действие, переубедить, дать совет.
Как большинство из нас добивается желаемого? Словами! Нередко мы считаем, что человек не соглашается с нами, просто потому что не понял. Будто бы надо просто донести ему свою позицию, рассказать почему мы правы, и он обязательно поймёт.
«Нет, ты пойми..», «Послушай меня..», «Подожди, я не согласен»
- Есть люди, которые пытаются донести свою позицию, переходя на личности и оскорбляя собеседника. Они преследуют цель «ударить побольнее», задеть и показать своё превосходство, ничем зачастую не обусловленное. Не стоит так делать: это показывает только уровень воспитания. Есть другие, более «экологичные» способы убеждения.
- Часто мы не согласны с аргументами оппонента, поэтому не хотим даже дослушать его, вставляя свои «5 копеек». Действительно, зачем мы будем его слушать, если он не прав? Нужно переубедить его, и как можно скорее!
А если встать на сторону вашего собеседника?
- Его всё время перебивают = не дают право голоса, не дают высказать свою позицию.
- Его не хотят слушать = считают его мнение неважным, недостойным внимания.
- Его оппонент ни на процент не допускает, что может быть неправ = доказывать ему что-то бесполезно.
Взглянув на ситуацию глазами второй стороны, ответьте себе на вопрос: так почему же собеседник не соглашается с вами на самом деле? Он действительно не согласен, или просто не хочет вас слушать, т.к. пользы для него от такого диалога НОЛЬ? Или вы доказываете свою позицию слишком агрессивно, оскорбляете его, переходите на личности?
Если вы хотите быть услышанными, побудите собеседника добровольно слушать вас. Как? Слушайте его сами.
Активное слушание говорит громче слов
В этом и есть секрет нахождения взаимопонимания: слушайте, и будете услышанными.
Как это работает:
- Человек видит, что его слушают = вам интересно и важно услышать его мнение, с его мнением считаются. Слушая, мы показываем собеседнику, что он значим, а значит ему не нужно вставать в оборонительную позицию и сыпать аргументами.
- Раз человека слушают, значит у него есть шанс убедить вас в своей правоте = разговор не бесполезен. Ценность такого диалога и заинтересованность в его ведении кратно увеличиваются. Если человек видит, что вы не согласны с ним, зачем ему тратить своё время дальше? А если видит, что собеседник внимательно слушает его и готов к конструктивному обсуждению, такой диалог сразу приобретает ценность.
Слушайте, даже если не согласны. Ваша задача – не убедить собеседника в своей правоте, а побудить его выслушать вас и задуматься над вашей аргументацией.
Человек, которого слушают, будет готов слушать и вас.
Вам не придётся перекрикивать собеседника, он сам будет стараться услышать вас, вникнуть в вашу позицию и задать вопросы.
Это величайший секрет коммуникации! Если бы люди просто слушали друг друга, больше диалогов заканчивались бы компромиссом.
Что такое активное слушание
Активное слушание – это метод установления взаимопонимания, при котором собеседник не только внимает словам говорящего, но и:
- проявляет глубокое понимание и эмпатию;
- задаёт вопросы, пытаясь искренне понять собеседника;
- развивает тему;
- выражает поддержку;
- выражает свои эмоции и чувства.
Активное слушание способствует появлению доверия, установлению прочной эмоциональной взаимосвязи и, как следствие, скорейшему нахождению компромисса.
Активное слушание противопоставляется «пассивному», когда мы витаем в облаках, изредка кивая или вяло издавая «угу». А иногда и вовсе перебиваем собеседника и пытаемся навязать своё мнение.
Для того чтобы слушать «активно», нужно:
1. Не отвлекаться. Во время беседы лучше не обращать внимание на телефонные уведомления, не отвечать на входящие звонки и тем более не поглядывать на время.
2. Поддерживать зрительный контакт. Смотрите в глаза собеседнику. если вам сложно выдерживать прямой взгляд, можно смотреть на переносицу.
3. Проявлять понимание. Продемонстрируйте собеседнику, что услышали его, и главное – верно поняли его слова.
«Правильно ли я понимаю, что …», «То есть ты хочешь сказать, что…»
4. Выражать заинтересованность в разговоре. Уточняйте то, что не понятно, задавайте встречные вопросы. Стимулируйте разговор, задавая открытые вопросы, которые требуют развернутого и подробного ответа.
«Можете рассказать подробнее о...», «Как вы смотрите на…», «Что вы думаете о…»
5. Использовать невербальные доверительные сигналы. Мимика, кивки головой, открытая поза способствуют повышению доверия. Следите за языком тела собеседника. Некоторые жесты могут подсказать, когда собеседник врёт, когда раздражён, когда нервничает. О невербальных сигналах читайте в нашей статье.
6. Обращать внимание на чувства собеседника. Он встревожен – проявите обеспокоенность, делится успехами – порадуйтесь вместе с ним, возмущён какой-либо ситуацией – продемонстрируйте поддерживающее негодование. Можно проявить солидарность фразами:
«Понимаю твою обеспокоенность», «Нет слов!», «Конечно, такая радость»
7. Не высказывать прямого несогласия. Если не согласны с собеседником, постарайтесь найти хоть одну точку соприкосновения, и только потом выразите противоположное мнение. Если вы хотите быть услышанным, начинайте возражение с одобрительной фразы:
«Я согласен, что мы поступили неверно в этом вопросе, но мы могли бы исправить ситуацию, перераспределив бюджет. Тогда выделение дополнительных ресурсов не понадобится»
8. И главное – искренность. Всё должно идти от души. Нужно искренне пытаться услышать и понять другого человека.
Если собеседник никак не реагирует на ваши попытки достучаться, упорно не желает вас слушать, кричит или переходит на личности, лучшее, что можно сделать – прекратить диалог, не тратить свои нервы и такое драгоценное время.
Активное слушание можно применять как при личном общении, так и профессиональной сфере: в общении с покупателями, продавцами, при проведении переговоров, собеседований.
Следуя этим правилам, вам не придётся перебивать собеседника, чтобы высказать свою точку зрения. Он сам будет заинтересован в том, чтобы выслушать вас.
Какие методы активного слушания знаете вы? Поделитесь опытом в комментариях.
Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно!
Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)
Ещё больше интересного: