Найти в Дзене
Лайфхаки для жизни

10 приёмов убеждения аудитории (доклад, совещание, лекция, презентация)

Для многих людей выступление перед публикой – настоящее испытание. Доклад в школе, защита диплома в университете, презентация на работе и даже речь на свадьбе – мысль о том, что публика плохо воспримет ваше выступление может быть пугающей! Делюсь несколькими приёмами, которые сделают выступление не только убедительным, но и увлекательным и запоминающимся. Чаще всего зрители лояльны к тому, кто «близок им по духу». Есть и другая концепция – концепция «харизматичного лидера», но она менее продуктивна. Чтобы вести слушателей за собой таким способом, нужно обладать достаточной самоуверенностью и харизмой. Но всё равно найдутся люди, которые не поверят такому оратору и отнесутся к его подаче скептически. Поэтому лучше быть на одной волне со своей аудиторией: Вы должны говорить на языке аудитории, тогда люди смогут лучше понять вас. Например: Маркетолог выступает перед инвесторами или клиентами – лучше использовать официальный стиль. Того же маркетолога пригласили выступить перед школьниками
Оглавление

Для многих людей выступление перед публикой – настоящее испытание. Доклад в школе, защита диплома в университете, презентация на работе и даже речь на свадьбе – мысль о том, что публика плохо воспримет ваше выступление может быть пугающей! Делюсь несколькими приёмами, которые сделают выступление не только убедительным, но и увлекательным и запоминающимся.

© wirestock / Freepik
© wirestock / Freepik

ТОП-10 Приёмов убеждения аудитории

Чаще всего зрители лояльны к тому, кто «близок им по духу».

Есть и другая концепция – концепция «харизматичного лидера», но она менее продуктивна. Чтобы вести слушателей за собой таким способом, нужно обладать достаточной самоуверенностью и харизмой. Но всё равно найдутся люди, которые не поверят такому оратору и отнесутся к его подаче скептически.

Поэтому лучше быть на одной волне со своей аудиторией:

1. Определение «стилистики речи»

Вы должны говорить на языке аудитории, тогда люди смогут лучше понять вас.

Например:

Маркетолог выступает перед инвесторами или клиентами – лучше использовать официальный стиль. Того же маркетолога пригласили выступить перед школьниками на неделе профориентации – добавьте в речь юмор, примеры из жизни, не запрещён даже сленг.
© master1305 / Freepik
© master1305 / Freepik

2. «Я такой же, как и вы»

Не будьте «лучше» (умнее, профессиональнее), а покажите людям, что вы с ними на одном уровне. Не козыряйте терминологией, пытаясь показать свою эрудированность.

Цель публичного выступления – не показать себя, а донести информацию до людей. Раз вы находитесь за трибуной, вы уже много добились и вам незачем что-то доказывать.

Наоборот, покажите слушателям, что вы на одной волне. Они должны принять вас за «своего».

Например:

  • Поясняйте термины, которые могут быть непонятны, но без которых не обойтись:

- ЦБ сохранил ключевую ставку на прежнем уровне, указав, что ЦИТАТА «Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства и услуг». Переведу на русский язык: попросту говоря, сейчас нам нужно товаров больше, чем способны изготовить производители (спрос превышает предложение).

  • При повторном упоминании заменяйте сложные слова простыми: рефинансирование – перекредитование, инфляция – рост цен.
© Freepik
© Freepik

3. Добавьте в выступление эмоции

Людей больше подкупают эмоции, чем факты и логика. Используйте истории, анекдоты и личный опыт, чтобы установить связь с аудиторией на эмоциональном уровне. Это позволит слушателям понять вас как человека и сделает доклад более доступным для восприятия.

4. Следите за реакцией аудитории и будьте гибкими

Публика живо отреагировала на вашу невзначай вставленную ремарку –используйте такой приём чаще. Не удержались и пошутили, а коллеги в зале поддержали вашу шутку улыбкой и одобрительным высказыванием – отлично, можно «смягчить» язык повествования в сторону более неформального.

Так вы сможете удерживать внимание зрителей и рассчитывать на их лояльность.

Может возникнуть и обратная ситуация: вы смешно пошутили, а зрители остались сидеть с каменными лицами – зафиксируйте и больше так не делайте.
© master1305 / Freepik
© master1305 / Freepik

Во время выступления важно следить не только за своей речью, но и за реакцией зрителей. Например, слушатели плохо воспринимают долгие скучные предложения, особенно когда информация содержит сухие факты.

Удержание внимания происходит первые 15 секунд, затем люди начинают скучать и переключаться на собственные мысли.

Сделайте то, чего они не ожидают, чтобы возобновить отсчёт «таймера внимания». Например:

  • В 2023 году по сравнению с 2022 абсолютный размер запасов снизился на 5%, однако их доля в структуре активов возросла на 1,6% и стала составлять 11% или 909,6 тысяч рублей в стоимостном выражении – ух, еле выговорил, продолжим, чуть-чуть осталось – снижение общих запасов произошло за счёт сокращения запасов готовой продукции на складе (изменилась схема работы с покупателями).
© Freepik
© Freepik

5. Используйте стилистические приёмы

Неочевидные, интересные метафоры или сравнения тоже можно использовать как якори внимания. Они добавят речи красок и помогут легче запомнить сказанное.

Например:

  • Проблему, которую долгое время никто не хочет решать, можно назвать камушком в ботинке. Она не приносит существенных неприятностей, но отвлекает сотрудников и доставляет неудобства всему коллективу.
  • Ключевую цель можно назвать маяком, на свет которого обязаны идти все сотрудники. Свежую идею сравнить со стаканом воды, выпитой после тяжёлой тренировки. Удовлетворение от завершения проекта – это как с первого раза почесать спинку именно там, где чесалось. Конечно, следует следить за уместностью сравнений :).
©  katemangostar / Freepik
© katemangostar / Freepik

6. Увлеките аудиторию. Вступите в диалог с залом, позвольте слушателям выбирать ход повествования. Задайте вопрос, попросите поднять руку согласных, устройте интерактив. Дайте зрителям понять, что они являются частью беседы.

Например: «Похлопайте те, кто как и я пренебрегает упражнениями для глаз и часами сидит за компьютером». «Вы часто откладываете звонки на потом? Кто хотя бы раз писал сообщение вместо того чтобы позвонить?».

© wavebreakmedia_micro / Freepik
© wavebreakmedia_micro / Freepik

7. Оставляйте время на вопросы. Периодически спрашивайте слушателей всё ли им понятно и не нужно ли объяснить что-то ещё раз.

8. Пообещайте вознаграждение самому внимательному слушателю. Отличный приём, чтобы заставить людей вникнуть в ваши слова и оставаться в фокусе внимания. Например, можно наградить автора самого интересного вопроса или того, кто ответит на все ваши вопросы в конце.

© wavebreakmedia_micro / Freepik
© wavebreakmedia_micro / Freepik

9. Будьте уверены в себе. Выбирайте удобную одежду и аккуратные причёски. Не надевайте слишком жаркий свитер, чересчур обтягивающую футболку и другие сковывающие движение вещи. Во время выступления вы должны быть сосредоточены на общении с публикой, а не на сокрытии пятен от пота или мыслях о том, что ваша одежда помялась. Аккуратно причешите волосы (если они длинные, лучше их убрать). Смахивание прядей с лица перенимает на себя внимание аудитории. Многие оценивают такие жесты как неуверенность, а то и вовсе находят раздражительными.

© wavebreakmedia_micro / Freepik
© wavebreakmedia_micro / Freepik

10. Горите своим делом. Искренне верьте в то, о чём рассказывайте. Язык тела и тон голоса могут оказать огромное влияние на то, как будет воспринято ваше выступление. Увлечённый, эмоциональный, открытый рассказ поможет вызвать доверие и сделает ваши аргументы более убедительными.

Произнесение речи перед публикой – непростая задача. Она требует уверенности, харизмы и умения убеждать аудиторию. Надеюсь, описанные мной приёмы помогут вам перестать бояться публичных выступлений и начать получать от них удовольствие.

А у вас есть секреты общения с публикой? Делитесь в комментариях.

Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно!

Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)

Ещё больше интересного: