Для многих людей выступление перед публикой – настоящее испытание. Доклад в школе, защита диплома в университете, презентация на работе и даже речь на свадьбе – мысль о том, что публика плохо воспримет ваше выступление может быть пугающей! Делюсь несколькими приёмами, которые сделают выступление не только убедительным, но и увлекательным и запоминающимся.
ТОП-10 Приёмов убеждения аудитории
Чаще всего зрители лояльны к тому, кто «близок им по духу».
Есть и другая концепция – концепция «харизматичного лидера», но она менее продуктивна. Чтобы вести слушателей за собой таким способом, нужно обладать достаточной самоуверенностью и харизмой. Но всё равно найдутся люди, которые не поверят такому оратору и отнесутся к его подаче скептически.
Поэтому лучше быть на одной волне со своей аудиторией:
1. Определение «стилистики речи»
Вы должны говорить на языке аудитории, тогда люди смогут лучше понять вас.
Например:
Маркетолог выступает перед инвесторами или клиентами – лучше использовать официальный стиль. Того же маркетолога пригласили выступить перед школьниками на неделе профориентации – добавьте в речь юмор, примеры из жизни, не запрещён даже сленг.
2. «Я такой же, как и вы»
Не будьте «лучше» (умнее, профессиональнее), а покажите людям, что вы с ними на одном уровне. Не козыряйте терминологией, пытаясь показать свою эрудированность.
Цель публичного выступления – не показать себя, а донести информацию до людей. Раз вы находитесь за трибуной, вы уже много добились и вам незачем что-то доказывать.
Наоборот, покажите слушателям, что вы на одной волне. Они должны принять вас за «своего».
Например:
- Поясняйте термины, которые могут быть непонятны, но без которых не обойтись:
- ЦБ сохранил ключевую ставку на прежнем уровне, указав, что ЦИТАТА «Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства и услуг». Переведу на русский язык: попросту говоря, сейчас нам нужно товаров больше, чем способны изготовить производители (спрос превышает предложение).
- При повторном упоминании заменяйте сложные слова простыми: рефинансирование – перекредитование, инфляция – рост цен.
3. Добавьте в выступление эмоции
Людей больше подкупают эмоции, чем факты и логика. Используйте истории, анекдоты и личный опыт, чтобы установить связь с аудиторией на эмоциональном уровне. Это позволит слушателям понять вас как человека и сделает доклад более доступным для восприятия.
4. Следите за реакцией аудитории и будьте гибкими
Публика живо отреагировала на вашу невзначай вставленную ремарку –используйте такой приём чаще. Не удержались и пошутили, а коллеги в зале поддержали вашу шутку улыбкой и одобрительным высказыванием – отлично, можно «смягчить» язык повествования в сторону более неформального.
Так вы сможете удерживать внимание зрителей и рассчитывать на их лояльность.
Может возникнуть и обратная ситуация: вы смешно пошутили, а зрители остались сидеть с каменными лицами – зафиксируйте и больше так не делайте.
Во время выступления важно следить не только за своей речью, но и за реакцией зрителей. Например, слушатели плохо воспринимают долгие скучные предложения, особенно когда информация содержит сухие факты.
Удержание внимания происходит первые 15 секунд, затем люди начинают скучать и переключаться на собственные мысли.
Сделайте то, чего они не ожидают, чтобы возобновить отсчёт «таймера внимания». Например:
- В 2023 году по сравнению с 2022 абсолютный размер запасов снизился на 5%, однако их доля в структуре активов возросла на 1,6% и стала составлять 11% или 909,6 тысяч рублей в стоимостном выражении – ух, еле выговорил, продолжим, чуть-чуть осталось – снижение общих запасов произошло за счёт сокращения запасов готовой продукции на складе (изменилась схема работы с покупателями).
5. Используйте стилистические приёмы
Неочевидные, интересные метафоры или сравнения тоже можно использовать как якори внимания. Они добавят речи красок и помогут легче запомнить сказанное.
Например:
- Проблему, которую долгое время никто не хочет решать, можно назвать камушком в ботинке. Она не приносит существенных неприятностей, но отвлекает сотрудников и доставляет неудобства всему коллективу.
- Ключевую цель можно назвать маяком, на свет которого обязаны идти все сотрудники. Свежую идею сравнить со стаканом воды, выпитой после тяжёлой тренировки. Удовлетворение от завершения проекта – это как с первого раза почесать спинку именно там, где чесалось. Конечно, следует следить за уместностью сравнений :).
6. Увлеките аудиторию. Вступите в диалог с залом, позвольте слушателям выбирать ход повествования. Задайте вопрос, попросите поднять руку согласных, устройте интерактив. Дайте зрителям понять, что они являются частью беседы.
Например: «Похлопайте те, кто как и я пренебрегает упражнениями для глаз и часами сидит за компьютером». «Вы часто откладываете звонки на потом? Кто хотя бы раз писал сообщение вместо того чтобы позвонить?».
7. Оставляйте время на вопросы. Периодически спрашивайте слушателей всё ли им понятно и не нужно ли объяснить что-то ещё раз.
8. Пообещайте вознаграждение самому внимательному слушателю. Отличный приём, чтобы заставить людей вникнуть в ваши слова и оставаться в фокусе внимания. Например, можно наградить автора самого интересного вопроса или того, кто ответит на все ваши вопросы в конце.
9. Будьте уверены в себе. Выбирайте удобную одежду и аккуратные причёски. Не надевайте слишком жаркий свитер, чересчур обтягивающую футболку и другие сковывающие движение вещи. Во время выступления вы должны быть сосредоточены на общении с публикой, а не на сокрытии пятен от пота или мыслях о том, что ваша одежда помялась. Аккуратно причешите волосы (если они длинные, лучше их убрать). Смахивание прядей с лица перенимает на себя внимание аудитории. Многие оценивают такие жесты как неуверенность, а то и вовсе находят раздражительными.
10. Горите своим делом. Искренне верьте в то, о чём рассказывайте. Язык тела и тон голоса могут оказать огромное влияние на то, как будет воспринято ваше выступление. Увлечённый, эмоциональный, открытый рассказ поможет вызвать доверие и сделает ваши аргументы более убедительными.
Произнесение речи перед публикой – непростая задача. Она требует уверенности, харизмы и умения убеждать аудиторию. Надеюсь, описанные мной приёмы помогут вам перестать бояться публичных выступлений и начать получать от них удовольствие.
А у вас есть секреты общения с публикой? Делитесь в комментариях.
Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно!
Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)
Ещё больше интересного: