Найти тему

Эдуард Мане: революционер поневоле + 11 картин

"Автопортрет с палитрой", 1878 г., частная коллекция
"Автопортрет с палитрой", 1878 г., частная коллекция

Эдуард Мане (1832-1883) глубоко уважал искусство прошлого, особенно испанских мастеров, но сам нередко подвергался критике за свою шокирующую современность, которая, в свою очередь, вызывала восхищение у молодых бунтарей искусства. Художник родился в Париже 23 января 1832 года в зажиточной и влиятельной семье. Неудача с поступлением в мореходную школу привела его в шестнадцать лет на торговый флот. Через год он сошёл на берег и начал обучение в мастерской известного художника исторического жанра Тома Кутюра, где, как это было принято, практиковался, копируя работы мастеров прошлого, выставленные в Лувре.

В 1856 году Мане стал самостоятельным художником с собственной мастерской; через два года после смерти отца он получил наследство, что позволило ему, в отличие от многих его современников, свободно развивать свою карьеру. В 1863 году он женился на голландке Сюзанне Леенхоф, учительнице фортепиано в его семье, которая была старше его. У Леенхоф уже был маленький сын Леон, происхождение которого вызывает сомнения: он мог быть как сыном Мане, так и сыном его отца. В любом случае, Леон часто изображен на многих картинах Мане, который часто писал членов своей семьи и друзей.

"Любитель абсента", 1859 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
"Любитель абсента", 1859 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Мане был чрезвычайно разносторонним художником, создавая сцены повседневной жизни, натюрморты, портреты, религиозные произведения и изображения современных событий. Он работал как маслом, так и пастелью, создавал гравюры и делал наброски в своём альбоме. На его стиль оказали большое влияние мастера прошлого, особенно Веласкес и Франс Халс; он восхищался их техникой и чёткими тональными контрастами. Однако тематика его собственных работ всегда оставалась сугубо современной и урбанистической. Подобно своему другу и поэту Шарлю Бодлеру, Мане стремился изображать "героизм современной жизни", даже если реальность не всегда была героической.

Примером этого является его картина "Любитель абсента", изображающая пьяного старьевщика. Мане пытался представить эту работу на Парижском салоне, главной выставочной площадке Академии изящных искусств, в 1859 году, но получил отказ. Подобная судьба постигла и его другую картину из современной жизни, "Музыку в Тюильри", легкомысленное изображение модных дам и господ (многие из которых были друзьями художника), которую не приняли в Салоне 1862 года.

"Завтрак на траве", 1863 г., Музей Орсе, Париж
"Завтрак на траве", 1863 г., Музей Орсе, Париж

Не только Мане сталкивался с отказами. В 1863 году более пяти тысяч заявок было отклонено, и протесты художников вынудили Наполеона III организовать альтернативную выставку для отвергнутых работ — «Салон отверженных» во Дворце Индустрии. Возможно, Наполеон III хотел показать публике, что отказ получили произведения низкого качества, но среди отклонённых оказались работы таких художников, как Уистлер и Сезанн, которые сейчас считаются величайшими мастерами своего времени.

Когда наиболее дерзкая работа Мане, «Завтрак на траве», была выставлена в «Салоне отверженных», она оказалась в достойной компании. Эта картина, изображающая мужчин в современных костюмах, наслаждающихся пикником с обнажёнными и полуобнажёнными женщинами, вызвала непонимание и обвинения в непристойности. Мане, возможно, отдавал дань уважения композициям мастеров Возрождения, таких как Рафаэль и Тициан, также изображавших идиллические сцены с группами людей, но его картина была шокирующе современной и казалась высмеивающей почтенных предшественников.

Стилистический подход Мане также был воспринят как неприемлемый: вместо традиционных тонких переходов он использовал яркие тональные контрасты, из-за чего формы выглядели странными и даже приплюснутыми. Однако, несмотря на критику, работа Мане оставила неизгладимый след в истории искусства, став символом стремления к новаторству и изменению традиционных представлений.

"Олимпия", 1863 г., Музей Орсе, Париж
"Олимпия", 1863 г., Музей Орсе, Париж

Мане проявил еще большую дерзость в своей следующей крупной работе, "Олимпии", которую приняли в Салон 1865 года. Хотя тема лежащей обнажённой женщины была знакома публике, здесь изображена обычная проститутка, дерзко смотрящая на зрителя, пока служанка приносит ей огромный букет цветов от поклонника или клиента.

Тициан изобразил куртизанку в своей "Венере Урбинской" (1538 г.), и Мане взял эту идею за основу. Однако публика сочла его работу вульгарной и оскорбительной по отношению к традициям. Мане вместо идеализированной красоты представил реальность современного Парижа, что вызвало шок и возмущение.

"Мёртвый тореадор", 1864 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Мёртвый тореадор", 1864 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

В отличие от импрессионистов, которые избегали чёрного цвета в своей палитре, Мане активно использовал его, наслаждаясь тем, как драматично он подчёркивает светлые оттенки. Его мастерство в использовании чёрного цвета, несомненно, связано с его опытом работы гравёром, поскольку именно в офортах и литографиях контраст чёрного и белого создаёт мощное визуальное впечатление.

"Балкон", 1868-1869 гг., Музей Орсе, Париж
"Балкон", 1868-1869 гг., Музей Орсе, Париж

Скандалы укрепили позицию Мане как ведущей фигуры новой "современной" школы живописи, в которую также входили Эдгар Дега и более молодые художники, такие как Сезанн и Писсарро, а также писатели, например, Эмиль Золя, и некоторые художественные критики. Они собирались в кафе "Гербуа" на бульваре Клиши в Париже, где вели оживлённые и часто горячие споры об искусстве.

Хотя Мане и пользовался уважением в этом узком кругу, его подавил враждебный прием "Олимпии" со стороны критиков, поэтому он решил отправиться в Испанию. Там его потрясли работы Веласкеса и Гойи. Мане уже интересовался испанскими темами, такими как коррида, испанские танцовщицы и музыканты, но после поездки вернулся к ним с обновлённым рвением.

Монументальное полотно Гойи "Третье мая 1808 года в Мадриде", изображающее жестокий расстрел испанских повстанцев французскими солдатами, вдохновило Мане на создание картины "Расстрел императора Максимилиана", повествующей о событиях июня 1867 года. Эта тема была политически острой, и картину никогда не выставляли в Салоне. Более того, Мане запретили публиковать её в виде литографии.

"Расстрел императора Максимилиана", 1868-1869 гг., Мангеймский кунстхалле, Германия
"Расстрел императора Максимилиана", 1868-1869 гг., Мангеймский кунстхалле, Германия

Мане поддерживал близкую дружбу с двумя выдающимися художницами: Бертой Моризо и Евой Гонсалес. С последней он познакомился в 1868 году, когда она копировала картины в Лувре и уже тогда восхищалась его работами. Ева стала натурщицей для нескольких картин Мане, но отказалась от этой роли в 1874 году. Берта Моризо, в свою очередь, вышла замуж за брата Мане, что породило слухи о её возможной любовной связи с художником.

Палитра Моризо была светлее, чем у Мане, а её стиль — более импрессионистским. В 1870 году Мане создал портрет Евы Гонсалес за мольбертом, вскоре после того, как она стала его ученицей. В её картинах видны явные следы влияния Мане, как в выборе тем, так и в технике. Многообещающая карьера Евы Гонсалес трагически оборвалась — она скончалась в возрасте тридцати четырёх лет.

Творческая карьера Мане, как и многих его друзей, была прервана франко-прусской войной. В 1870 году его призвали в Национальную гвардию, но именно в этот период удача начала сопутствовать художнику: его картины стали принимать в Салон, а галерист Поль Дюран-Рюэль начал активно покупать его работы. Этот год стал поворотным для Мане в плане развития его стиля. Молодые художники, такие как Клод Моне и Ренуар, находились под влиянием его смелой техники и современных сюжетов, а сам Мане черпал вдохновение в их работах.

"В лодке", 1874 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"В лодке", 1874 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Он стал использовать более светлые и яркие краски, писать в более спонтанной и непринужденной манере. Всё больше его сюжетов переносилось на открытый воздух: лодочные прогулки по реке, парижские улицы, виды на железную дорогу, игры в крокет или обеды в ресторанах под открытым небом. Многие из этих полотен были созданы на природе, что особенно любили импрессионисты.

"Бар в "Фоли-Бержер", 1882-1883 гг., Институт искусства Курто, Лондон
"Бар в "Фоли-Бержер", 1882-1883 гг., Институт искусства Курто, Лондон

В 1874 году Мане пригласили выставляться вместе с импрессионистами на их первой групповой выставке, но он не желал связывать себя с ними настолько тесно, поскольку по-прежнему верил, что официальное признание можно получить только через Салон.

Мане умер от атаксии в возрасте пятидесяти одного года. Он был революционером поневоле, но его техника и тематика действительно были радикальными и современными для своего времени.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#картины #искусство #париж #музеи #мане #художники

Infinita BookДобро пожаловать всем! Здесь рассказываем о художниках и музеях, писателях и книгах, культуре, философии и истории. Присоединяйтесь к нашему каналу, будем вместе исследовать, учиться и вдохновляться!