Строить каждый следующий двигатель лучше предыдущего - это, конечно, залог здорового развития и какая-никакая гарантия светлого будущего. Но одним только двигателем ограничиватсья - глупо, ведь, есть несколько подходов к повышению эффективности работы судна. Пузырики... Воздушные пузыри могут быть довольно эффективным инструментом в решении вопроса снижения расхода топлива. Опережаю всех комментаторов (я же первый), да, очень похоже на принцип работы ракеты-торпеды "Шквал"...
На Рисуноке 1: Blower - нагнетатель воздуха, Air bubbles - воздушные пузырьки.
Происхождение технологии берет начало, как и в подавляющем большинстве случаев, в военной отрасли. Чтобы дать возможность объекту перемещаться быстрее в плотной среде (вода), недостаточно наращивать мощность пропульсивного комплекса, нужно бороться и с нарастающим сопротивлением потоку воды. Советские оружейники пошли по пути замещения естественной среды искусственно созданной. "Шквал" перемещается под водой в облаке воздушных пузырьков, лобовое сопротивление которых в разы ниже такового для воды. Технология создания такой атмосферы - это повод для отдельной дискусии, но, просто посмотри на наконечник "Шквала".
Так, что по гражданскому применению? Последние годы компания WinGD инвестирует термодинамические исследования, исследования в области гидродинамики и прочие фундаментальные дисциплины. Исследования (перелистывание уже изобретенного и придуманного) привели к технологии, схематически изображенной на Рисунке 1. Даем мелкие пузырьки под корпус, удельная плотность водо-воздушной смеси снижается и через нее проще пробиваться подводному корпусу судна. Вроде все просто, но... откуда брать воздух? На это тоже нужно тратить энергию? Один из неочевидных вариатов - использовать воздух из системы наддува главного двигателя, вернув в работу отсеченные после экономического кризиса 2008-го года турбокомпрессоры. Но есть одно "НО" - давление наддува редко подбирается к 2-м барам... При осадке судна метров 18 нужно давать воздух под давленем 1,8 бара... Так что нужно доработать мысль.
Но, самым разумным способом остается электровоздуходувка, а ее использование будет целесообразно, если затраты на ее рабту кратно окупит положительный эффект.
И, классические знания об устройстве судна всплывают воспоминаниями о том, что вся суть сопротивления движению судна находится не вод водой, а именно на границе разделения сред "вода-воздух". Скорость хода подводных лодок в подводном положении выше, чем в надводном...
Будем ждать...