Хроники искореженного металла. Выпуск 27. 🔴Мотылевые болты. 🟢Хронология. 30-го июня 1997-го небольшое судно с генеральным грузом разгружалось в порту. На шины работали генераторы с первичными двигателями Янмар S165L-HM. Вдруг на генераторое номер 1 появилась сильная вибрация и на шум прибежал вахтенный механик. Вокруг двигателя он увидел обломки металла и масло, причем, двигатель продолжал работать (видимо, сплюнул лишнее железо). Движок был остановлен вручную и проинспектирован. На третьем цилиндре, люк картера которого двигателем был сброшен самостоятельно, поршень вступил в сговор с шатуном и оба покинули рабочее место, попутно забрав с собой: масляное сопло (смотри рисунки ниже), часть цилиндровой втулки, толкатели клапанов, выпускные капаны, противовес коленчатого вала и небольшой кусочек рамового подшипника. 🟢Причина. Болты: мотылевые и те, что были забиты на их правильную обтяжку. Поршень на этом двигателе уже вынимался ранее, а для сборки использовались уже работавшие мотылевые болты. При сборке подобных соединений используется метод двойной обтяжки, когда сначала болт тянется на момент, а затем проворачивается еще на установленный угол. В процессе работы болты удлинняются и такая пластическая деформация необратима, поэтому болты имеют конечный срок эксплуатации и обтягиваться должны именно в два этапа. Если просто закрутить болты по старым меткам, то заданного таким образом момента может и не хватить, что и произошло в случае с этим Янмаром. 🟢Ремонт. Как ни странно, но двигатель выжил и даже подлежал ремонту, что с ним и произошло. Рама не получила серьезных повреждений, что было подтверждено классификационным обществом, а все остальное - под замену на аварийном цилиндре. Коленчатый вал отделался легким испугом. 🟢Мораль. Читайте книжки!
Метанол как топливо для двигателей внутреннего сгорания. MAN B&W ME-LGI серия.