Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Высокая тревожность. Модель угрозы или вызова.

В этой публикации мы продолжаем разговор про высокую тревожность и причины, которые её вызывают.

О том, что это за состояние - тревога и когнитивной теории происхождения тревоги, можно почитать здесь: https://www.b17.ru/article/526061/

Всем нам знакома ситуация, когда мы чего-то хотим и, может быть, очень сильно, но, по каким-то причинам, не реализовываем своё желание. Это и знакомство с понравившимся нам человеком, и овладение новой профессией или навыком, и более высокая и престижная должность и много чего ещё. Почему так происходит и как такого рода внутренний конфликт порождает тревогу и состояние беспокойства поговорим в этой статье.

Значительную роль в изучении тревоги сыграла Теория чувствительности к подкреплению (Дж.А.Грей и Ф.Корр). В этой теории рассматриваются три нейро-поведенческие системы, определяющие на сколько человек чувствителен к угрозе и вознаграждению. Это эволюционные механизмы, которые позволяли нам выживать:

  • Система борьбы-бегства-замирания
  • Система поведенческой активации
  • Система поведенческого торможения

Как они работают?

1.Система борьбы-бегства-замирания. Реакция бегства, защитной агрессии и замирания на все негативные стимулы связана со страхом, а не с тревогой. Человек реагирует одним из этих трёх способов на реальную угрозу, которая возникает прямо сейчас, в настоящем времени и сопровождается эмоцией страха. Это реальное положение дел, с которым мы взаимодействуем: есть опасность - делаю, нет - не делаю. Как отличить страх от тревоги, можно почитать здесь: https://www.b17.ru/article/368819/

2. Система поведенческой активации. Реакция на все мотивационно-положительные стимулы. Мы существа живые и для того, чтобы подвигаться, мы должны быть в чём-то заинтересованы, чем-то замотивированы. Мы хотим есть и тогда ищём еду. Секс, удовольствие, социальный успех - это всё источник поведенческой мотивации. Для того, чтобы что-то получить, нам нужно что-то сделать.

И было бы хорошо, если бы это было так просто: хочу есть, пойду и поем, хочу заняться сексом, пойду, найду партнёра и займусь, но в жизни так не происходит и тогда включается следующая система:

3. Система поведенческого торможения. Связывает и упрощает разрешение конфликта между первыми двумя системами (что делать - избегать или приближаться). Проявляется как торможение поведения, бдительность, оценка риска, мониторинг среды, сканирование памяти, готовность к реализации борьбы или бегства.

Именно эта система отвечает за тревогу и беспокойство!

То есть, некто может испытывать влечение к какому-либо человеку, но не идёт заниматься с ним сексом. Он может не идти реализовывать свои желания, потому что работает система поведенческого торможения. Это может быть страх отказа, страх соперничества и т.д.

Именно в этой системе начинаются проблемы. "Я хочу признания, но для этого мне надо сделать то, что я не могу"; "хочу денег, но не могу их добывать".

И когда эти системы начинают взаимодействовать, то человек может оказаться в состоянии беспокойства, тревоги, конфликтных диссонансных системах, которые порождают тревогу.

-2

Таким образом, наше восприятие делит на достижение желаемого и угрозу желаемого (по сути, на "вызов" и "угроза").

-3

Вызов = опасность есть, но ресурсов достаточно, чтобы справиться с проблемой. Вызов - это весело. Вызов не вызывает у нас патологических реакций. Например, хочу научиться кататься на водных лыжах... Знаю, что это трудно, есть определённый риск, но я молодой, здоровый и, если что, умею плавать (есть ресурсы, чтобы справиться).

Угроза = опасность есть, а ресурсов недостаточно. Модель угрозы возникает, когда опасность есть, а ресурсов мало. Например, если я притязаю на большую должность, но она не соответствует моим нормам, знаниям, компетенциям, тогда это воспринимается, как угроза. Или я остался без работы, а у меня кредит - тоже угроза.

Здесь снова важно понимать, что это может быть как объективно, так и субъективно, так как наши системы оценки могут быть как реалистичны, так и нереалистичны. Человек может недооценивать свои компетенции, ресурсы, навыки или переоценивать.

Соответственно, когда мы производим оценку опасности и оценку своих компетенций, то мы понимаем с чем мы столкнулись: с вызовом, или с угрозой.

Тревожные истории клиентов связаны с нарушенной системой соотношения вызова и угрозы.

К примеру, убеждение "Я недостаточно хорош", превращает потенциальный вызов в угрозу. Если я хочу в ВУЗ, объективно у меня нет проблем, есть образование, но я решаю, "что я для него недостаточно хорош" (а это убеждение может быть вполне убедительным), то поступление будет уже не вызовом, а угрозой, и, скорее всего, будет сопровождаться избеганием и я не поступлю.

По сути, в процессе работы с тревожными состояниями мы будем восстанавливать адекватную систему соотношения вызова, или угрозы.

Автор: Грязнова Марина Леонидовна
Психолог, Когнитивно-Поведенческая Терапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru