Найти тему
Книжный бложек

«ДЕТИ В ГАРАЖЕ МОЕГО ПАПЫ», АНАСТАСИЯ МАКСИМОВА — что с этой книгой не так?

В последнее время «Дети в гараже моего папы» писательницы Анастасии Максимовой на слуху у книжных блогеров. Я сама предложила книгу на обсуждение своим приятельницам по интересам, но даже не ожидала, что она оставит такие впечатления.


Я не могу назвать ее полным провалом только по двум причинам. Первая: история про маньяка глазами его сына — сильный и необычный ход. Вторая: действие происходит в Сибири, где я родилась и выросла, и строки про новосибирское метро и пробки, поездки до Бердска и мартовские морозы максимально во мне отзываются. Но в остальном произведение вообще в меня не попало.

Начнем со стиля. Автор будто пыталась написать книгу языком главного героя —16-летнего Егора. «Дети в гараже моего папы» изобилуют сленгом — «кринж», «донаты», «френды»… Хотя я сама в повседневной жизни использую такие слова и замысел автора вроде бы понятен, это смотрелось максимально неестественно и нелепо. Не говоря уже о грубых выражениях, просторечиях и матах, которых автор тоже добавила с лихвой. Вспоминается мем How do you do, fellow kids? со Стивом Бушеми, высмеивающий попытки взрослых показаться своими в глазах молодежи.

Дальше будут некоторые
СПОЙЛЕРЫ.

Еще один нюанс — фактические несоответствия. Например, Следственный комитет практически никогда не разглашает имена обвиняемых по уголовным делам, не говоря уже об именах жертв, ТЕМ БОЛЕЕ имена несовершеннолетних жертв насильственных преступлений. Когда разбираешься в этом вопросе, немного смешно читать, как автор на голубом глазу рассказывает про пресс-релиз Следкома практически со всеми явками и паролями, который становится одним из факторов, провоцирующих волну травли семьи.

Моменты с травлей семьи, которая начинается буквально в первый же день вслед за задержанием, тоже показались притянутыми за уши.
Краски сгущены до предела, реализм принесен в жертву драме, но почти во всех сценах хочется воскликнуть «Не верю!». Кроме того, читателя постоянно окатывают мрачными бытовыми околофилофствованиями, которые, видимо, должны были создать атмосферу безнадеги, а в итоге придали книге привкус графоманства.

Главный герой отталкивающий до предела. Вот вроде бы сложно упрекать подростка, чья жизнь буквально разрушилась до основания, в эгоизме, но в Егоре этот эгоизм доведен до крайней точки. Меня порой просто передергивало от его отношения к сестре, к матери, которые, между прочим, тоже пострадали в этой ситуации. А еще книга достаточно сумбурная, в ней, как мне кажется, много лишнего, а вот самый цимес, самый надрыв, наоборот, показан немного поверхностно.

И последнее. Политический нарратив.
Мне крайне не нравится, когда произведение начинает тихо, но упрямо продавливать определенную политическую позицию. В «Детях» это сильно режет глаз, особенно когда ты сам придерживаешься умеренных взглядов. Прадед-кровавый энкавэдэшник и глупые родители, им гордящиеся; «захватническая» Россия, ставящая памятники Ермаку-«угнетателю»; и, конечно же, эмиграция в светлые демократические державы. Интересно, почему Алексей Поляринов смог написать в своем «Рифе» историю расстрела советскими властями протестующих без прикрас, но и без нарратива о «кровавом совке» и беспросветной России, а вот от работы Максимовой так и веет черно-белой, в негативном смысле максималистской позицией?

Как-то так, друзья. Очень жаль, потенциал-то у сюжета был огромный. Но, лично на мой взгляд, в этом случае отличная задумка оказалась ложкой меда в огромной бочке дегтя и готовая работа тянет скорее на фанфик, чем на действительно серьезное произведение.