Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Чай в серебре

Мы продолжаем изучать шедевры декоративно-прикладного искусства, связанные с традициями чаепития. Герои нашей статьи – кофейно-чайные сервизы, выполненные в XIX столетии лучшими серебряных дел мастерами Санкт-Петербурга.

Автор первого сервиза, о котором мы хотим рассказать – Карл Матвеевич Бояновский (1803-1875). Он известен как серебряных дел мастер с 1825 года; в 1843 году за скульптурную работу был удостоен Академией художеств звания неклассного художника; в 1849 году обзавелся в Санкт-Петербурге собственной мастерской. «Звездными» для Бояновского стали 1860-1870-е годы: поставщик двора великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I; участник, а также обладатель почетных отзывов Всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене, Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге 1870 года.; изготовитель двух больших лампад (серебро с позолотой) для церкви Большого Петергофского дворца. Правда, его прошение «о даровании звания поставщика Высочайшего двора» было отклонено.

Серебряный сервиз работы Бояновского 1839 года состоит из самовара, чайника, кофейника, двух сухарниц, полоскательницы, большого подноса. Маленький поднос был сделан в мастерской знаменитого Сазикова. Принадлежал же сервиз великому князю Сергею Александровичу, дяде императора Николая II.

Сервиз великого князя Сергея Александровича. Ручки у самовара, чайника и кофейника выполнены из кости коровы. © Государственный исторический музей
Сервиз великого князя Сергея Александровича. Ручки у самовара, чайника и кофейника выполнены из кости коровы. © Государственный исторический музей

Чайник из сервиза великого князя Сергея Александровича. © Государственный исторический музей
Чайник из сервиза великого князя Сергея Александровича. © Государственный исторический музей

ервиз великого князя Сергея Александровича интересно рассматривать. Так, например, выглядит подставка-кольцо для чайника на самовар. © Государственный исторический музей
ервиз великого князя Сергея Александровича интересно рассматривать. Так, например, выглядит подставка-кольцо для чайника на самовар. © Государственный исторический музей

Специалисты называют сервиз дорожным; видимо, специально для перевозки посуды мастера Бояновского сделали в конце 1860-х годов дубовый сундук. Еще раньше, в 1864 году, в комплект вошла сахарница работы петербургского же серебряного дела мастера Карла Адольфа Сейпеля. Возможно, это была замена старой.

Сервиз в сундуке. © Государственный исторический музей
Сервиз в сундуке. © Государственный исторический музей

Второй серебряный чайно-кофейный сервиз был сделан в 1896 году. Его автор – Андрей Степанович Брагин (1852-1910). Как серебряных дел мастер он был известен с 1852 года, в 1888 году – уже как владелец собственной мастерской. В 1898 году изделия Брагина экспонировались на Международной художественно-промышленной выставке в Брюсселе, в ноябре 1903-феврале 1904 года – на Первой Международной художественно-промышленной выставке металла и камня в Санкт-Петербурге. Сам же Брагин считался одним из лучших мастеров рубежа веков.

Чайно-кофейный сервиз мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей
Чайно-кофейный сервиз мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей

В сервизе место самовара заняла бульотка на спиртовке (предназначалась для сервировки чайно-кофейного стола; в нее заливали кипяток, температуру которого поддерживал медленный огонь), чайник, кофейник, молочник, сахарница, поднос, совочек для сахарного песка, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка-ситечко.

Щипцы для сахара из сервиза мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей
Щипцы для сахара из сервиза мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей

Ложка-ситечко из сервиза мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей
Ложка-ситечко из сервиза мастерской Андрея Степановича Брагина. © Государственный исторический музей