Двигатель — ключевой элемент любого автомобиля, определяющий его мощность и динамику. В феврале 1942 года эвакуированные из Москвы конструкторы прибыли на уральский завод и организовали там экспериментальный отдел. Основной целью этого отдела было повышение мощности моторов.
Первоначально завод выпускал двигатели мощностью 67 лошадиных сил. Однако благодаря упорной работе специалистов, вскоре удалось увеличить эту цифру до 73, а затем и до 77 лошадиных сил. Хотя такой прирост может показаться незначительным, для того времени это был значительный шаг вперед. В 1944 году тестировали двигатели мощностью 90 и 100 лошадиных сил, но они так и не поступили в массовое производство.
Производственные перемены: от филиала к самостоятельному заводу
Изготовленные в Миассе узлы поставлялись на сборочные линии в Ульяновск и Москву. В июне 1942 года, когда немецкие войска начали отступать, Московский автомобильный завод возобновил сборку грузовиков. Однако необходимость в транспортных средствах для перевозки людей и боеприпасов оставалась высокой. В феврале 1943 года Народный комиссариат среднего машиностроения переименовал миасский завод в Миасский автомобильный, сделав его самостоятельным предприятием с полным циклом производства. Специалисты из Ульяновска помогли наладить производство упрощенной военной версии УралЗИС-5В.
Инновации в условиях нехватки ресурсов
С началом войны многие поставщики комплектующих для производства грузовиков оказались частично или полностью разрушены. В 1941 году немцы оккупировали Запорожье и Кривой Рог, откуда поступали тонкие стальные листы. Советские конструкторы нашли выход: они предложили сделать кабину грузовика из дерева. Каркас собирался из сушеной березы и укреплялся шурупами, подножка изготавливалась из ели, а обшивка кабины выполнялась из сосновых реек. Даже обод руля был деревянным, что позволило снизить вес машины на 124 кг.
Позже деревянный макет кабины, привезенный из Москвы, еще больше упростили: вместо деревянных реек стали использовать фанеру. Крышу обтягивали брезентом, покрытым несколькими слоями олифы. Боковые борта были несъемными, только задний борт откидывался, что позволило сэкономить на вертикальных запорах. Фара была одна, и в случае необходимости ее можно было накрыть чехлом с узкой прорезью для светомаскировки.
Технологические адаптации в условиях войны
Из-за невозможности вывезти штамповочные станки из Москвы, крылья для уральских грузовиков гнули из листового проката, а многие детали отливали из чугуна. Однако уральское сырье содержало много хрома, что делало детали хрупкими. Специалистам потребовалось время, чтобы адаптировать технологию к местному сырью, но они справились с этой задачей.
Сравнение с американским «Студебекером»
На фронте советский ЗИС-5 успешно конкурировал с американским «Студебекером». При грузоподъемности 2,5 тонны американский грузовик весил 4,5 тонны, тогда как наш ЗИС-5 весил 3 тонны, что в сумме давало 6 тонн. Это делало советский грузовик легче и экономичнее в потреблении топлива.
ЗИС-5 мог работать на бензине с октановым числом 45, в то время как «Студебекеру» требовался бензин с октановым числом не менее 55. Хотя у американских автомобилей было много технологических преимуществ, советские конструкторы стремились максимально упростить производство, что было жизненно важно в условиях военного времени.
Рождение легенды: ЗИС-5
Весной 1944 года на Урале появились первые два десятка трехтонных грузовиков ЗИС-5, еще до запуска производственной линии. Эти машины собирали вручную на простых козлах, представляющих собой деревянные подставки, сколоченные крест-накрест. Когда в июле заработал конвейер, к концу года с него сошли уже 3 тысячи таких грузовиков. ЗИС-5, со своей максимальной скоростью в 60 км/ч и отличной проходимостью, стал незаменимым помощником на фронте.
Его тяговые возможности были превосходны: грузовик был рассчитан на 3 тонны, но в реальности перевозил и 4, и 5 тонн. Такая простая и надежная техника была необходима, так как квалифицированных водителей было мало. Скорость тоже не играла большой роли, так как на фронтовых дорогах разогнаться все равно было невозможно. Конструкция машины была настолько проста, что для её разборки и починки требовался минимальный набор инструментов, иногда хватало одного ключа на 17 мм.
Эволюция и развитие: ЗИС-6 и другие модификации
В 1943 году, когда война начала склоняться в пользу СССР, на Московском заводе ЗИС возобновили работу над более совершенной моделью ЗИС-15. На базе ЗИС-5 были созданы трехосный ЗИС-6, полугусеничные ЗИС-22 и ЗИС-42. Эти машины использовались не только как грузовики, но и как санитарные автомобили, пожарные машины, топливозаправщики и даже зенитные прожекторные станции. ЗИС-5 стал одной из самых распространенных машин в армии, а в 1944 году Миасский автомобильный завод был переименован в УралЗИС.
Вклад в промышленность: УралЗИС
Переименование завода в УралЗИС подчеркнуло его значимость среди других промышленных предприятий. Перемещение завода вместе с оборудованием и персоналом из Москвы на Урал стало катализатором развития автомобильной промышленности в регионе. В первые годы работы в Миасс прибыли 1,5 тысячи сотрудников, а к 1945 году на заводе уже трудилось почти 7 тысяч человек.
Обеспечение такого крупного производства требовало развития сопутствующих отраслей, включая топливную промышленность, автохозяйство, железнодорожное сообщение и снабжение продуктами питания. К 1959 году население Миасса увеличилось до 100 тысяч человек, что было в 2,5 раза больше довоенного уровня, несмотря на общее сокращение численности населения в других городах страны.
Послевоенная служба и наследие
После войны ЗИС-5 продолжил служить в народном хозяйстве благодаря своей простоте и надежности. Его преемник, УралЗИС-355М, участвовал в освоении целины. В 1965 году Уральский автозавод прекратил выпуск двухосных автомобилей, производимых более 20 лет, и перешел на новую конструкцию автомобиля повышенной проходимости – Урал-375.
Память и наследие
Сегодня памятник ЗИС-5 украшает одну из площадей Миасса, напоминающий о первом уральском ЗИС-5, выпущенном 8 июля 1944 года. Спустя почти 80 лет, Уральский автомобильный завод продолжает выпускать одни из лучших грузовых автомобилей, сохраняя традиции качества и надежности.