Задали мне на днях вопрос. Не здесь, в блоге, в реальности: нормально ли будет поговорить с психиатром сына по поводу своих проблем, попросить у него рецепт?
Можно, конечно, записаться и во взрослый диспансер, но как-то не очень хочется там появляться.
И я эту маму понимаю. Рецептов никогда не просила, но думаю, если врач не слишком принципиальный, то не откажет.
Мне, помнится, сами предлагали, но я птица гордая, отказалась, сказала, что справлюсь своими силами.
И справлялась. Хотя тяжело было. А порой просто невыносимо.
Первый раз я записалась к психиатру, уже когда сын был совершеннолетним.
И знаете, это не страшно совсем "светиться" в подобного рода заведениях.
Туда половина людей приходит за справками. Никто ни на кого косо не смотрит.
Бывает, даже встречаешь знакомых. И ничего.
Да и уже потом как-то со временем всё равно становится, что там люди подумают. Родитель ребёнка-инвалида - это уже диагноз. Сложно остаться в трезвом уме и памяти.
Я бы, может, и не пошла, но бессонница одолела. Из-за переживаний по поводу сына. Из-за его учёбы в техникуме. Два года почти не спала.
И продолжала не спать, уже даже когда Серафим выпустился.
Поставили мне невроз, выдали сразу несколько рецептов.
Тяжело было первое время. Засыпала на ходу. Могла даже стоя в транспорте.
Один раз уютно разместилась на диванчике в МФЦ, и сын меня будил, потому что подошла наша очередь подавать заявление на компенсацию.
То есть цели своей я достигла, стала отлично засыпать. Правда, не там, где нужно и не тогда, когда нужно, но тем не менее.
Читатель не так давно спросил: "А вам не помешает дневной стационар в плане того, что будет диагноз? Это как-то может отразиться на дельнейшей жизни?"
Да нет, не отразится. Невроз может случиться с любым человеком, долгое время находящимся в состоянии стресса.
И найти абсолютно здоровую маму с ребёнком-инвалидом, я думаю, невозможно, особенно если ребёнок уже вырос.
Страдает не только физическое состояние, но и психика.
Посмотрела на днях прекрасный фильм "Мамочка" канадского режиссера Ксавье Долана, который получил много наград. Среди них - приз жюри Каннского кинофестиваля и премия "Сезар" за лучший иностранный фильм.
Что же так зацепило зрителей и кинокритиков?
Видимо, история нелёгких взаимоотношений матери и её шестнадцатилетнего сына Стива, который страдает СДВГ и, потеряв отца, стал просто неуправляемым.
Настолько, что его пришлось поместить его в специальное заведение.
Но там спустя три года случился пожар, в котором серьёзно пострадал ребёнок. И виноват Стив. Его исключают из коррекционного центра.
Теперь матери предстоит самой заниматься трудным подростком, который неадекватно себя ведёт, не следит за речью, постоянно провоцирует всех вокруг, проявляет по отношению к людям агрессию.
К матери он обращается только по имени, называет её Дианой. Требует, чтобы она разговаривала с ним как со взрослым и наотрез отказывается жить по её правилам и принимать то, что назначил психиатр.
Мать пытается быть строгой, но она слишком любит сына, жалеет его - и потому все её попытки хоть как-то изменить ситуацию, сделать его нормальным человеком, успехов не приносят.
И более того, Диана уже сама на грани нервного срыва. Нет денег, нет отдыха. По её словам, она сгорает как факел, а сын её сжигает. Она постоянно плачет, её затягивают вредные привычки.
И вместо того, чтоб собраться и действовать совершенно спокойно, она совершает ряд ошибок: кричит на сына, вызывая агрессию по отношению к себе.
Хотя прекрасно знает, что вспышки гнева Стив абсолютно не контролирует. И "если его заклинивает, не понимаешь, куда бежать."
Единственный человек, который хоть как-то способен повлиять на трудного подростка - это соседка семьи Кайла, бывшая учительница, пережившая потерю сына. И погрузившаяся в глубокую депрессию.
Она занимается со Стивом, который в силу заболе8ания не может посещать школу, и постепенно привязывается к нему, переносит на него всю свою нерастраченную материнскую любовь. Хотя у неё ещё есть и дочь-школьница.
Но Стив напоминает ей сына. Такой же светленький и задорный.
С ним не соскучишься. Он хорошо танцует, самовыражается в творчестве и даже планирует поступать в колледж искусств.
Всё вроде бы хорошо. Но Стив психически нездоров, и мать с его воспитанием не справляется. Всё может закончится очень печально.
И у неё нет другого выхода. Как бы она ни любила сына, ей придётся отдать его в руки санитаров, подписать все бумаги, чтобы спасти его жизнь, его будущее. Защитить Стива от него самого.
Хотя он ещё и не понимает этого, считая, что мать не любит, что она предала и вовсе не пытается помочь.
Какой смысл этого фильма? Он в словах педагога коррекционного центра: "Худшее, что можно сделать для 6ольного ребёнка - это считать себя и его неуязвимым. Ваша любовь не спасёт его. Любовь здесь вообще ни при чём, к сожалению."
И матерям иногда приходится делать очень сложный для себя выбор. Но каким бы он ни был, в любом случае пострадает психическое здоровье, потому что есть созависимость и есть материнская любовь, от которой так трудно спрятаться.
А вы когда-нибудь обращались за помощью к психиатру, детскому или взрослому? Просили рецепт для себя? Вам стало после этого лучше? Чувствовали неловкость, были проблемы из-за того, что вы теперь человек с диагнозом?"