Найти в Дзене
GaidaiResearch

ЗИЛ-117 в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

В эпизоде, когда машина "скорой помощи" выезжает на проспект Калинина, на крайней левой полосе можно заметить ЗИЛ-117, двигающийся в сторону Кутузовского проспекта. Данный автомобиль строился на базе лимузина ЗИЛ-114 и отличался от него меньшей длиной.

Черный ЗИЛ-117 на крайней левой полосе в сторону Кутузовского проспекта, на заднем плане © Мосфильм
Черный ЗИЛ-117 на крайней левой полосе в сторону Кутузовского проспекта, на заднем плане © Мосфильм

Согласно принятой в СССР классификации легковые автомобили подразделялись по рабочему объему цилиндров двигателя на пять основных классов: 1) особо малый (до 1,2 л), 2) малый (от 1,2 до 1,8 л), 3) средний (от 1,8 до 3,5 л), 4) большой (от 3,5 л), 5) высший (не регламентировалось). ЗИЛ-117, как и ЗИЛ-114, причислялся к автомобилям высшего класса.

Один из первых экземпляров ЗИЛ-117, которые отличались от последующих отсутствием хромированных молдингов по контуру колесных арок и по нижним кромкам задних крыльев, а также наличием накладных панелей, прикрывающих арки задних колес (как у ЗИЛ-114) © Неизвестно
Один из первых экземпляров ЗИЛ-117, которые отличались от последующих отсутствием хромированных молдингов по контуру колесных арок и по нижним кромкам задних крыльев, а также наличием накладных панелей, прикрывающих арки задних колес (как у ЗИЛ-114) © Неизвестно
Один из первых экземпляров ЗИЛ-117 © Неизвестно
Один из первых экземпляров ЗИЛ-117 © Неизвестно

Автомобиль производился "Заводом им. И.А. Лихачева" (ЗИЛ) с первой половины 1971 г. по 1978 г. Занимая промежуточное положение в "табеле о рангах" между ЗИЛ-114 и ГАЗ-13 "Чайка", он полагался кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС. Также бытует версия, что он был создан как основной автомобиль сопровождения. За весь период производства завод построил всего 6 экземпляров.

ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно

ЗИЛ-117 оснащался гидроусилителем рулевого управления, раздельной системой кондиционирования воздуха, откидываемым и регулируемым по высоте рулевым колесом, электроприводами стеклоподъемников, наружных зеркал заднего вида и устройства перемещения передних сидений, а также транзисторным радиоприемником высшего класса.

ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно
Передняя часть салона ЗИЛ-117 © Неизвестно
Передняя часть салона ЗИЛ-117 © Неизвестно

Х. Смит в своей книге "Русские" (1978) отмечал: "На углу улицы Грановского, по пути следования Леонида Брежнева домой из Кремля, громкий звонок предупреждает ОРУДовца о том, что следует задержать остальные машины, что очередная важная шишка выезжает из Кремля, направляясь к зеленой полосе загородных вилл, принадлежащих сильным мира сего. … Сливкам этой элиты (всего около 20 человек) – членам Политбюро и секретарям ЦК партии союзных республик – предоставляются черные лимузины "ЗИЛ". Это – машины несерийного производства стоимостью примерно по 75 тыс. долларов (97,5 тыс. рублей) каждая".

ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно
ЗИЛ-117 © Неизвестно

М.С. Восленский в книге "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза" (1991) указывал: "Для самой верхушки номенклатуры предназначены блиндированные, с пуленепробиваемыми стеклами черные лимузины "ЗИЛ". В народе эти тяжеловесные машины прозвали "черными гробами". Напрасно: лимузины очень комфортабельны, снабжены английскими кондиционерами и прочим оборудованием с заводов "Роллс-Ройс". Так как машин таких требуется очень мало, они производятся вручную, в специальном цехе Московского автозавода им. Лихачева. Изготовление такого автомобиля длится примерно полгода".

Данная цитата из довольно ангажированной книги. Комплектующие для ЗИЛ-117 (ЗИЛ-114) были полностью отечественными, что объяснялось идеологическими и государственными соображениям. Завод имел все необходимое для их изготовления.

ЗИЛ-114, "старший брат" ЗИЛ-117, во главе официального кортежа © Неизвестно
ЗИЛ-114, "старший брат" ЗИЛ-117, во главе официального кортежа © Неизвестно

Габариты: 5725 х 2068 мм

Двигатель: ЗИЛ-114, V8, объем 7,0 л, мощность 300 л.с.

Коробка передач: автоматическая, двухступенчатая (с 1975 г. трехступенчатая)

Источники:

1. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия, 1991. С. 307.

2. Киностудия ЗИЛ. Автомобиль высшего класса ЗИЛ-117. 1970.

3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М.: Транспорт, 1979. С. 9, 63-66.

4. Смит Х. Русские. Книга 1. Иерусалим: Scientific Translations International, 1978. C. 64.

5. Травников Н.С. Машина власти. М.: Китони, 2013. С. ???

Благодарим за внимание!