Найти в Дзене

“Неоспоримый вклад отдельной цивилизации в общемировое развитие”

Действительно. За последние три(*) с половиной года этот вклад стал ещё более неоспорим.

До этого можно было не понимать, заблуждаться или на что-то надеяться, но в тот год пролегла черта, когда всем пришлось взглянуть в лицо “этой цивилизации” – прямо и вблизи.

И выбрать стороны.

За эти дни мне на почту пришёл ряд сообщений: кто-то, – вероятно, не думая, – включил меня по принципу “максимальный репост”, кто-то, может быть, – пытаясь в чём-то убедить.

Возможно, и вы видели что-то такое: будь то текст некоего “корреспондента ВГТРК”, “забаненного в фэйсбуке”; или – ролик “Они не высаживались в Нормандии…”, а может – что-то жалостливое и трогательное.

Мы знаем, как сделать ролик или написать текст, чтобы вызывало слезу или “праведный” (скорее – неправедный) гнев. Эта технология известна ещё с библейских времён.

В ответ я посылал краткое содержание этого канала – тем, кто находился в “первом круге”; людям из “второго уровня” писал по пунктам:

  1. Ложь…
  2. Ложь…
  3. Ложь…

На “третий круг” я не реагировал никак.

В чём заключается скрытая отрава таких агит. креативов?

В каждой из стран антигитлеровской коалиции можно создать подобный ролик или написать похожий текст.

Но только в одной из них события восьмидесятилетней давности используются для оправдания присвоенного себе права на их зеркальное повторение.

Но не только это. Эти рассылки показывают опять и опять, что страна не в состоянии двинуться вперёд и что – для того, чтобы застыть в состоянии перманентной “победы” (у Троцкого, кажется, был лозунг “перманентной революции”), – ей нужно постоянно – в соответствии с меняющимися условиями, – менять своё прошлое. В том числе – такими агитками.

А значит, у неё нет будущего. Говоря другими словами, “самобытная цивилизация” себя исчерпала, у неё нет ничего, что можно было бы предложить другим – и себе! – кроме лица “своего мира”.

В прошлом веке было. Сейчас – нет.

Пятьсот лет назад государство, основанное на качествах, так любимых нынешней верхушкой, показало некоторые конкурентные преимущества перед соседями. Но с тех пор времена изменились. А качества – нет. Верхушке больше нравится изменить времена, чем адаптироваться самим.

Два года назад я писал, что это не война Запада с Востоком. Это – война ушедшего с не совершившимся. Война прошлого за возможность вцепиться в настоящее и утащить его за собой в склеп замшелого погреба “самобытных традиций”.

Регресс. Тлен. Деградация. А те, кто хотят жить, должны умереть. Как, впрочем, и те, кто не разделяют взгляды несогласных с “вождём”.

Так неоднократно случалось в истории.

Но регресс и деградация – это не путь к достижениям. Это – путь в никуда.

И это вселяет в меня исторический оптимизм. Я не знаю: когда окончательно сойдёт со сцены “самобытная цивилизация”. Это может занять несколько столетий или всё произойдёт мгновенно – как рассыпались империи, дотянувшие до XX-го века, но мне ясно, что это произойдёт.

И что самое интересное – подпорку под обветшавшее здание “потёмкинских витрин” выбил именно тот, кто изо всех сил пытается сохранить “этот мир”, заколотить все щели, – чтобы ни солнечного луча, ни “чуждого традициям” звука не пробилось снаружи – чтобы не допустить “осквернения наследия дедов”.

И он придумал “24-го февраля”.

Исторический парадокс.

Бывает.

– А что же дал цивилизации твой “любимый Запад” (так мне писали)? Демократию? Науку? Свободу?

Науку дал; в этом сомнения не должно быть никакого. Именно она и обеспечила промышленную революцию. Демократия была издревле, в т.ч. на Руси (городские вече). Но не будем далеко уходить. На мой взгляд, самым большим вкладом в формирование Западной цивилизации какую мы знаем, была следующая логическая цепочка:

Если человек создан “по образу и подобию”, то его свобода воли – от бога и никто не вправе её отнять.

Всё остальное основано на этом.

А теперь вспомните бесчисленные ролики с жалобами и обращениями… не важно – к кому.

Вы можете себе представить такие по “другую сторону”?

И я не могу.

Казалось бы, как это связано со строчкой курсивом?

Думаю, что напрямую. Носители “самобытной” патерналистской “модели” отказались от своей воли и передали её тому, кому теперь записывают ролики. Поэтому и стало возможным всё то, что мы наблюдаем, включая призывы “учитывать волю предков” на голосованиях. Многие считают это вершиной абсурда. Я к этому ещё добавлю утверждение, что главное предназначение мужчины – “погибнуть за родину”. Я про это когда-то писал: это не предназначение отдельных индивидуумов определять – находясь в своих кабинетах, – что является предназначением кого-либо.

На мой взгляд, перед нами – закономерный результат, которого не могло не получиться. Он настолько закономерен, что его можно было бы предвидеть.

С другой стороны, в царстве искажённого абсурда трудно предсказать очередной “прорыв” – именно из-за его абсурдности. И никакие параллели и исторические аналогии здесь не помогут. Так, например, в наборах по контракту некоторые усматривают аналогию с римскими реформами, приведшими к созданию профессиональной армии и, – впоследствии, – становлении императорской власти.

Выглядит убедительно. Но, на мой взгляд, есть существенное упущение.

Высокое жалование не делает солдата профессионалом, которого нужно беречь из-за его дороговизны. Дорогим солдата делает не жалование; дорогим его делают затраты на его обучение. Заменить необученного солдата на другого такого же не составляет труда – ни с высоким жалованием, ни без такового. А значит, и каких-то особых стимулов беречь его не появляется – какая разница, кому выплачивать деньги? И, соответственно, ни о каких подобных реформах речи идти не может.

Не нужно усложнять: основная цель, самая главная военная тайна тех, новости о ком каждое утро первым делом смотрит весь мир – это не реформы. И не то, о чём они вещают с трибун, с амвонов или в аккаунтах в твиттерах или других телеграмах. Нет, не это.

– А что?

Это – создание предпосылок для появления интересно сделанных фильмов. И здесь приходим к интересному и неожиданному выводу. Я всё время пишу о том, что “оппозиция” ничем (кроме местоположения) не отличается от власти, они – выходцы из одной и той же “шинели”. Но тогда ведь получается, что и власть ничем не отличается от “оппозиции”. Более того, она сращивается с ней! Их гранд интересы – чтобы “всё было как всегда”, – совпадают!

Власть создаёт “предпосылки” для интересных фильмов;

“Оппозиция” с удовольствием их делает.

И всем хорошо.

Поэтому и “выборы” такие – со всех сторон.

Но мы отвлеклись. Вернёмся к строчке курсивом.

– Так это и есть та самая “точка бифуркации”?

Думаю, что да.

_____________

* Три с половиной, я не оговорился. Тогда слетели последние стыдливые маски и те, кто хотел увидеть, увидели.