Найти тему
Navygaming Channel

«Дюге Труэн» - последние мили/Часть 3. Африка-Тулон-Сайгон

Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службы французских крейсеров типа "Дюге Труэн". Первые статьи по истории этих французских крейсеров вы можете найти ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ВОТ ЗДЕСЬ, а также - ТУТ. Также вашему вниманию предлагается две статьи, посвященные авиационному вооружению КР типа "Дюге Труэн". Кому интересно, про основное вооружение читать вот ТУТ и ВОТ ТАМ, )). Что касается авиации - то вам СЮДА

Окончание, начало ТУТ, продолжение - ВОТ ЗДЕСЬ

... Итак, как мы помним выход Франции из войны негативно отразился на французских ВМС, но им частично удалось сохранить свою боеспособность, в том числе за счет заключенных договоров с британцами, что обеспечило французским кораблям (например, стоящим в Александрии) длительные "каникулы". Но как мы уже отмечали ранее - вскоре про французские корабли вспомнили...

Легкий крейсер «Дюге Труэн» в Тулоне (15 августа 1945 года) в камуфляже Ms22
Легкий крейсер «Дюге Труэн» в Тулоне (15 августа 1945 года) в камуфляже Ms22

И в результате в мае 1943 года эскадра Годфруа перешла на сторону союзников, из Алжира в Александрию были отправлены 2000 французских моряков для доукомлектования экипажей кораблей. После небольшой подготовки «Дюге Труэн» вместе с тяжёлыми крейсерами и линкором «Лоррэн» вышел из Александрии в долгий путь вокруг Африки. Корабли шли двумя группами, при этом крейсер «Дюге Труэн» вместе с тяжёлым крейсером «Сюффрен» вошёл в группу контр-адмирала Р.Диллара. Лёгкому крейсеру не повезло – при выходе из Александрии был повреждён винт, что привело к тому, что весь переход был совершён под тремя машинами. В итоге «Дюге Труэн» прибыл в Дакар 3 сентября (по французским данным – 18 августа).

Следующим этапом боевого пути крейсера стала его модернизация, которую он проходил с октября 1943 года по январь 1944 года в Оране и Мерс-эль-Кебире. Надо отметить, вполне своевременная операция, если вспомнить, что на тот момент это был один из «старых» крейсеров французского флота. В то же время можно сделать вывод, что качество и объём проведённых во время модернизации работ не полностью соответствовали состоянию крейсера. После модернизации «Дюге Труэн» почти полгода использовался как быстроходный военный транспорт на Средиземном море, и, по данным С.Патянина, в ходе этих походов наблюдались проблемы и с остойчивостью корабля, и с работой котлов, в половине из которых трубки не менялись почти десять лет.

Тяжелый крейсер «Дюкень» - флагман французского Соединения «Х»
Тяжелый крейсер «Дюкень» - флагман французского Соединения «Х»

О том, что это всё-таки крейсер с восемью 155-мм орудиями, вспомнили накануне высадки войск союзников на юге Франции (операция «Драгун»). Для огневой поддержки десанта были привлечены 4-я и 3-я дивизии французских крейсеров, состоящие из лёгких крейсеров. Лёгкий крейсер «Дюге Труэн» вместе с крейсером «Эмиль Бертэн» вошёл в состав 3-й дивизии под командой контр-адмирала Обуйно. Дивизия Обуйно вошла в состав соединения «Кэмел», которое предназначалось для высадки американского десанта у Сан-Рафаэля. Поэтому неудивительно, что партнерами двух французских лёгких крейсеров стали американские линкор «Арканзас» и крейсера «Тускалуза», «Бруклин» и «Марблхэд».

Создание такой достаточно крупной и мощной группировки кораблей оказалось не напрасным, в районе Сан-Рафаэля немецкие батареи не были подавлены ударами с воздуха, и американским и французским корабельным орудиям нашлась работа. За два дня, 15-16 августа 1944 года, крейсер «Дюге Труэн» выпустил по берегу почти 160 155-мм снарядов, что было мало, если сравнить с «Эмилем Бертеном», истратившим почти в 4 раза больше (около 620 снарядов главного калибра). Но и этого оказалось недостаточно для подавления огневых средств противника, поэтому десант был высажен восточнее ранее намеченного пункта.

Легкий крейсер «Эмиль Бертен» вместе с «Дюге Труэн» входил в состав 3-й дивизии в
ходе операции «Драгун»
Легкий крейсер «Эмиль Бертен» вместе с «Дюге Труэн» входил в состав 3-й дивизии в ходе операции «Драгун»

Вновь пустить в ход свои 155-мм орудия «Дюге Труэну» пришлось уже через несколько дней, когда 20 августа он вместе с линкором «Лоррэн», крейсерами «Монкальм», «Жорж Леги», «Эмиль Бертэн» оказывал огневую поддержку войскам, штурмующим Тулон. И, конечно, самым волнующим моментом для «Дюге Труэн» и его экипажа стало торжественное возвращение вместе с другими кораблями французского флота 13 сентября 1944 года в свою военно-морскую базу – Тулон после почти четырёхлетнего отсутствия!

Действия у берегов Южной Франции стало последней крупной боевой операцией в годы Второй мировой войны, в которой принял участие лёгкий крейсер «Дюге Труэн». Оставшиеся месяцы 1944 года лёгкий крейсер был задействован для войсковых перевозок, став первым французским кораблем, зашедшим в Брест после его освобождения, а также успел посетить заморские владения Франции в Экваториальной Африке, начав восстанавливать пошатнувшееся там руководство колониальных властей.

Легкие крейсера «Дюге Труэн» и «Жанна Д`Арк» в Касабланке, 1943 год
Легкие крейсера «Дюге Труэн» и «Жанна Д`Арк» в Касабланке, 1943 год

Начало победного 1945 года крейсер встретил в ремонте, из которого вышел только в апреле, вернувшись в Тулон и войдя в состав так называемого «Флангового соединения» кораблей французского флота. В составе этого соединения «Дюге Труэн» успел совершить два боевых похода для обстрела позиций противника на побережье, выпустив почти сотню снарядов, тем самым «обкатав» новые 155-мм орудия, поставленные на него в Бизерте во время ремонта. После чего вновь вернулся к морским перевозкам между французскими и африканскими портами, пройдя за этот период около 20 тысяч миль.

Корма «Дюге Труэн» с зенитными автоматами в 1945 году
Корма «Дюге Труэн» с зенитными автоматами в 1945 году

После окончания Второй мировой войны началось возрождение французского флота, а все его усилия нацелены на восстановление французского влияния в своих колониях на Дальнем Востоке и их защиту. Уже в октябре 1945 года в данный регион была направлена эскадра из ветеранов прошедшей войны (крейсера «Глуар», «Сюффрен», «Турвилль», «Фантаск», авиатранспорт «Беарн», эсминцы «Сомали», «Сенегалэ» и др.), которые сформировали Дальневосточную дивизию, базирующуюся на Сайгон.

Лёгкий крейсер «Дюге Труэн» после очередной модернизации прибыл в Индокитай в 1947 году одним из последних, заменив крейсер «Турвилль». Причём во время следования на место дислокации ему пришлось на пять месяцев «задержаться» на Мадагаскаре, где разгорались антифранцузские волнения, перешедшие в народное восстание. Командование ВМС Франции приняло решение использовать «Дюге Труэн» для оказания помощи сухопутным войскам в подавлении бунта на острове.

Схема размещения вооружения на крейсерах «Дюге Труэн» и «Жанна
Д`Арк» в 1944 году
Схема размещения вооружения на крейсерах «Дюге Труэн» и «Жанна Д`Арк» в 1944 году

14 ноября 1947 года крейсер наконец-то прибыл в Сайгон. Во Вьетнаме на то время уже разгоралась война между силами коммунистического северного Вьетминя и французскими колониальными войсками.

Из относительно крупных операций, в которых удалось участвовать «Дюге Труэну», С.Патянин в своей книге отмечает действия против сил Вьетминя на о.Фукуок, обстрелы Начанга, Файфу, Тамки и десант в Тонкинском заливе (операция «Юнон»). Как мы видим, в основном это были обстрелы береговых позиций противника и огневая поддержка десанта.

Послевоенный вид крейсера «Дюге Труэн» (11 марта 1947 года)
Послевоенный вид крейсера «Дюге Труэн» (11 марта 1947 года)

7 мая 1949 года во время высадки десанта (группы коммандос) в районе Тамтам, крейсер налетел па подводную скалу и получил тяжёлые повреждения, для устранения которых потребовалось несколько недель. После ремонта в Сингапуре крейсер снова вернулся к боевым действиям, хотя его техническое состояние вызывало серьезные опасения.

Как пишет С.Патянин: «… согласно рапорта командира корабля..., крейсер мог поддерживать продолжительную скорость только 12-15 узлов, лишь на очень короткое время развивая 25,5 узла; вызывало опасение состояние водонепроницаемых переборок и электрических кабелей».

Несмотря на техническое состояние и некомплект экипажа, корабль продолжал участвовать в десантных операциях и артиллерийских обстрелах побережья, так в начале 1951 года именно залпы его орудий остановили наступление войск Вьетминя на Хайфон.

Всего же с августа 1949 по май 1951 года корабль прошёл более 25 тысяч миль, участвовал в 9 десантных операциях и провел 18 боевых стрельб, израсходовав 631 155-мм снаряд – больше, чем за всю Вторую мировую войну.

Крейсер «Дюге Труэн» на закате своей карьеры – 25 лет в строю
(22 октября 1951 года)
Крейсер «Дюге Труэн» на закате своей карьеры – 25 лет в строю (22 октября 1951 года)

Но все войны заканчиваются, закончилась для «Дюге Труэна» и война в Индокитае. 22 сентября 1951 года этот последний флагман Дальневосточной дивизии покинул Сайгон. В декабре 1951 года лёгкий крейсер «Дюге Труэн» закончил свою боевую карьеру и был выведен в резерв, а уже в марте следующего года его исключили из списков флота и продали на слом.

Так по истечению почти 26 лет закончил свой путь первый в мире лёгкий крейсер с линейно-возвышенными башнями главного калибра. Кому-то может показаться, что судьба этого крейсера скучна и невыразительна: не было громких побед и жестоких сражений с превосходящими силами противника, героических прорывов и уникальных поединков. Не каждому ведь быть героем, кому-то надо просто выполнять свой воинский долг, служить своей стране, защищать свою честь, и, по моему мнению, крейсер «Дюге Труэн», скромный «трудяга», именно так и прошёл свой боевой путь, и именно таким его будет знать история.

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.-288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./Л.Гаррос//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.В.Лисицын. – Москва: Яуза: Издательство «Э», 2015.- 448 с.; Офан, П.Французский флот во Второй
мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой войны. Часть 1: легкие крейсера типа «Дюге Труэн» /С.В.Патянин //Морская кампания, № 1 – 2007.- С.27-42.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой. «Военно-морское предательство»/ С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2012.- 256 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Jordan, J. French cruisers 1922-1956/John Jordan, Jean Moulin.- Naval Institute Press, 2013 - 232 p.