В истории военного флота французские кораблестроители достаточно часто удивляли мир своими техническими решениями, которые бывали оригинальными и революционными. Например, к таким решениям можно отнести и линейные крейсера (линкоры) типа «Дюнкерк», и контрминоносцы (суперэсминцы) типа «Ле Фантаск» ("Ле Террибль"). По нашему мнению, к таким революционным решениям следует отнести и крейсера типа «Дюге Труэн», в облике которых миру был представлен «новый образ» лёгкого крейсера, впоследствии ставший своеобразным эталоном, особенно в части размещения вооружения.
Парадоксальность ситуации состояла в том, что «лёгкий крейсер будущего» был создан во Франции, в стране, которая за годы Первой мировой войны не ввела в строй своего флота ни одного лёгкого крейсера. Действительно, если послевоенная Германия не имела возможности проектировать новые лёгкие крейсера ввиду ограничений, наложенных на неё Версальскими соглашениями, то Великобритания, которая накопила огромный опыт строительства кораблей такого класса, могла бы сделать и следующий шаг в их развитии. Однако этого не случилось – британский Королевский флот по состоянию на начало 1920 года имел в своем распоряжении 49 лёгких крейсеров (тип «Е», «D», «Хаукинс», «Кэролайн», «Бирмингем», «Чатем», «Веймут») так называемой «первой линии» (в том числе 9 в постройке). Содержание такой «эскадры» требовало больших средств, которых уже не оставалось на создание концептуально новых кораблей. В результате «венцом развития» британского лёгкого крейсера на тот момент стал лёгкий крейсер «Эмеральд», заложенный в 1918 году и введённый в строй в 1926 году.
Как мы отметили, Германия была лишена права какое-то время пополнять свой флот современными кораблями, что впоследствии сказалось на развитии её флота. В прошлой статье, посвященной немецкий послевоенным эскадренным миноносцам, мы отмечали, что одной из причин "странных" и «неоптимальных» решений, реализованных в эсминцах типа «Леберехт Маас», стало нарушение преемственности в германском военном кораблестроении и потери опыта строительства подобных кораблей. Так и в случае с лёгкими крейсерами, «веймарский первенец» – лёгкий крейсер «Эмден», заложенный в 1921 году, стал практически полным повторением последних германских лёгких крейсеров времён Первой мировой войны. Закономерный результат того, что германские конструкторы не имели ни времени, ни средств на разработку нового проекта.
Среди европейских стран, пополнивших после Первой мировой войны свои флоты лёгкими крейсерами, на удивление многих, оказалась и Испания. После устаревшего ещё на стапеле крейсера «Наварра» последовали два довольно удачных крейсера типа «Мендез Нунес», вошедших в строй испанского флота в 1925 году, а за ними ещё три крейсера типа «Альмиранте Сервера» (1925-1930 годы). Спроектированные на основе британских крейсеров типа «Каледон» и «Эмеральд» они представляли собой их испанскую «реинкарнацию» со всеми соответствующими техническими решениями.
В это время итальянские кораблестроители после достаточно удачных крейсеров-скаутов «Куарто» и «Марсалы» вообще сделали паузу, сосредоточившись на других классах кораблей, видимо, чтобы вернуться к этому через десяток лет и начать всё «с чистого листа». Решение тем более удивительное, если учесть, что два итальянских крейсера-скаута типа «Марсала» («Нино Биксио») были исключены из списков флота в 1927 году, прослужив менее 15 лет.
Построенные и введённые в строй ВМС США в начале 20-х годов ХХ века 10 лёгких крейсеров типа «Омаха» представили американский взгляд на корабль такого класса. Полученные в итоге боевые единицы с мощным крейсерским вооружением и высокой скоростью вполне устроили американских адмиралов и на время перекрыли потребность в иных кораблях этого класса.
Даже несмотря на такой анахронизм как орудия главного калибра в казематах.
Тем временем ещё один заокеанский «партнер» в отличие от европейских стран и Америки не только не свернул строительство лёгких крейсеров (крейсеров-скаутов, крейсеров-разведчиков), а наоборот – форсировал их строительство после Первой мировой войны. Получив необходимый опыт при постройке крейсеров типа «Тенрю», японский флот приступил к серийной постройке «крейсеров средней модели» типов «Кума», «Нагара», «Сендай», последовательно введя в строй 14 крейсеров всего за пять лет (1920-1925 гг.).
Не остановившись на этом, японские конструкторы продолжили свою работу по развитию крейсера «малой модели», будущего «Юбари». Примечательно, что на своем «Юбари» почти на три года ранее французского «Дюге Труэн» японцы реализовали размещение главного калибра лёгкого крейсера в диаметральной плоскости корабля по линейно-возвышенной схеме, причём использовав двухорудийные установки (две установки из четырёх).
Таким образом, в начале 20-х годов только две крупные морские державы – Франция и Япония занимались проектированием лёгких крейсеров для своих флотов. Если в начале этого периода такое положение было обусловлено субъективными причинами, например, наличием у Британии и США достаточного количества боевых кораблей такого класса, то затем, после подписания Вашингтонских соглашений, в большинстве стран основные усилия были сконцентрированы на проектировании и строительстве «вашингтонских» крейсеров. Кстати, и во Франции, уже после закладки трёх лёгких крейсеров типа «Дюге Труэн», сделали «паузу», сосредоточившись на тяжёлых крейсерах.
Посмотрим, что же в итоге получилось у французских кораблестроителей, и сравним тактико-технические характеристики крейсера «Дюге Труэн» с его иностранными «одноклассниками», заложенными в тот же период, или уже находившимися в строю (таблица 1). Для единства подхода использован один источник.
Крейсер «Дюге Труэн» получил высокобортный корпус без седловатости, с длинным полубаком (примерно 36 % длины корпуса). Такое решение вместе с большим развалом носовых шпангоутов обеспечивало кораблю хорошую мореходность, причём это применялось и на крейсерах других стран.
Большинство крейсеров, построенных в 20-е годы ХХ века, были высокобортными кораблями и имели протяженный полубак. Например, у британского «Эмеральда» высота форштевня составляла 9,1 м – сравните с форштевнем «Дюге Труэн» (9,741 м). Надо сказать, что высокие мореходные качества «француза» прошли проверку практически через полгода после вступления в строй, когда в феврале 1927 года он попал в 9-балльный шторм у берегов Португалии и сохранил скорость хода в 18 узлов.
Силуэт французского крейсера формировался двумя невысокими и широкими дымовыми трубами с характерными для французского флота козырьками, двумя надстройками (носовой и кормовой) и двумя невысокими мачтами. В целом крейсер имел компактный и «стремительный» облик.
Со стандартным водоизмещением 7249 т (полное 9350 т) крейсер «Дюге Труэн» практически не выделялся среди своих зарубежных европейских «одноклассников». Как видно из таблицы 1, практически все лёгкие крейсера того времени имели стандартное водоизмещение около 7000 тонн, исключение составляют японские и немецкие корабли. Для японских крейсеров это определяется решением строить для японского флота 5500-тонные крейсера-скауты (как ответ на американские «омахи»), а для немецких – практически дублированием проекта последнего немецкого лёгкого крейсера Первой мировой войны типа «Кенигсберг II».....
Окончание следует...
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин //
Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.:
Яуза: ЭКСМО, 2013.-288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции
во Второй мировой войне. Часть 1./Л.Гаррос // Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/
А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.В.Лисицын. – Москва: Яуза: Издательство «Э», 2015.- 448 с.; Офан, П.Французский флот во Второй
мировой войне/ П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой войны. Часть 1: легкие крейсера типа «Дюге Труэн» /С.В.Патянин // Морская кампания, № 1 – 2007.- С.27-42.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой. «Военно-морское предательство»/ С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2012.- 256 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Jordan, J. French cruisers 1922-1956/John Jordan, Jean Moulin.- Naval Institute Press, 2013 - 232 p.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает -может и помочь, но думаю таких не будет.