Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службы французских крейсеров типа "Дюге Труэн". Первые статьи по истории этих французских крейсеров вы можете найти ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ВОТ ЗДЕСЬ, а также - ТУТ. Может быть это Вас заинтересует. А пока продолжаем "разбираться с вооружением крейсеров данного типа", одной из особенностью которым была установка на них 155-мм орудий.
Как мы выяснили в первой части статьи (читать ЗДЕСЬ), по весу бортового залпа за счет количества орудий и более тяжёлого снаряда (56,5 кг) крейсер «Дюге Труэн» превосходил всех своих «одноклассников», однако по весу минутного залпа уступал практически всем своим "основным одноклассникам), если помните к ним мы отнесли американскую "Омаху", немецкий "Эмден", японский "Сендай, британский "Эмеральд" и испанский крейсер "Альмиранте Сервера".
Для справки: В ходе обсуждения первой части статьи, наши читатели напомнили, что технологию изготовления стволов для армейских 155 мм орудий разработал инженер морской артиллерии Малавал. А в разработке конструкции таких орудия принимали участие инженеры морской артиллерии, а инженер М. Шарбонье разработал для этого орудия затвор. Так что не удивительно, что на крейсере в тот период появилось именно 155-мм орудие, как видим, для этого были свои основания и предпосылки.
Таким образом «Дюге Труэн» вполне обоснованно (см.табл.1 в первой части) занял последнее место среди лёгких крейсеров мира по огневой производительности, а вот по дальности стрельбы он оставил своих соперников далеко позади. Чем ещё могли похвастаться новые французские крейсера, так это хорошей живучестью стволов своих орудий, по этому показателю они находились на уровне своих «соперников», превосходя некоторых из них.
Дополняли вооружение крейсеров типа «Дюге Труэн» четыре зенитных 75-мм/50 орудия М1922 и шесть 8-мм спаренных пулемётов «Гочкиса», которые в начале 30-х годов были заменены на спаренные 13,2-мм пулемёты «Гочкис» М1931. Именно с таким противовоздушным вооружением крейсера встретили начало Второй мировой войны.
Орудие М1922 калибром 75 мм было типовым средством ПВО для французских кораблей начала 20-х годов прошлого века, кроме крейсеров типа «Дюге Труэн» его получили на вооружение и линкоры типа «Бретань», и авианосец «Беарн», и даже новые вашингтонские крейсера типа «Дюкень» и «Сюффрен» (головной), а также эсминцы типа «Бурраск» и «Шакал».
Вес одноорудийной установки Model 1922 составлял 5 т при весе ствола 1050 кг (длина ствола 3 750 мм. Вес снаряда – 5,93 кг, вес заряда – 2,18 кг, начальная скорость – 850 м/с. Станок обеспечивал горизонтальное наведение по 150 градусов в обе стороны, вертикальное наведение от -10 до +90 градусов. При угле возвышения 40 градусов обеспечивалась дальность стрельбы на 14100 м. Максимальная досягаемость по высоте (при угле 90 градусов) – 8 000 м, дальность эффективной стрельбы по воздушным целям – 7 500 м. Нормами снабжения предполагалось обеспечение 135 фугасных снарядов для каждого орудия, всего погреба крейсера рассчитывались на 540 боевых снарядов, а также 120 осветительных и 90 учебных (практических) снарядов.
Назвать совершенной такую артиллерийскую систему было сложно – конструктивно она представляла собой усовершенствованное 75-мм орудие Шнейдера SP образца 1902 года с увеличенной длиной ствола (снова экономические причины?), и к началу Второй мировой войны оно было уже устаревшим. Неудивительно, что из крейсеров типа «Сюффрен» только головной получил эти орудия, а с контрминоносцев их убрали при первом удобном случае, заменив на более лёгкие 13,2-мм и 35-мм артиллерийские системы. В то же время на «Дюге Труэн» эти орудия сохранились практически до конца его службы, более того, в начале 50-х годов, когда крейсер вернулся во Францию после действий в районе Вьетнама, количество орудий такого калибра достигало семи (модернизированных М1924). А имеющиеся на борту «Ламотт-Пике» 75-мм пушки были даже задействованы в бою у Ко-Чанга в огневой дуэли с броненосцем «Тонбури».
Средства противовоздушной обороны были типичными для крейсеров того времени, как правило они состояли из 3-4 орудий калибра 75-102 мм и нескольких пулемётов, так что новые французские крейсера в этом отношении соответствовали взглядам военных специалистов на защиту кораблей от средств воздушного нападения. Но возросшее значение боевой авиации в начале 40-х годов ХХ века потребовало внесения изменений в противовоздушное вооружение кораблей.
На «Дюге Труэн» первое усиление (достаточно кардинальное) средств ПВО провели осенью 1943 года, заменив 4 пулемёта «Гочкис» на 15х1-20-мм/70 автоматов «Эрликон» и два 13,2-мм пулемёта «Браунинг». Затем в январе 1944 года сняли оставшиеся два «гочкиса» и установили 6х1-40-мм/56 автоматов «Бофорс» и ещё пять 20-мм «эрликонов». В таком виде легки крейсер и встретил окончание Второй мировой войны. В последующие годы средства противовоздушной обороны крейсера также изменялись в зависимости от планируемых операций.
Если обратить внимание на сравнительную таблицу (табл.1, ЗДЕСЬ) в одной из ранее опубликованных статьей, можно заметить, что все лёгкие крейсера, построенные сразу после Великой войны, несли достаточно мощное торпедное вооружение, даже американские! Французские лёгкие крейсера типа «Дюге Труэн» не были исключением, хотя в 1943 году количество торпедных аппаратов на нём было сокращено вдвое.
К моменту ввода в строй крейсера получили по четыре трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата типа 1922Т. Их установка на крейсера имела определенную особенность, как пишет С.Патянин: «… в силу своей конструкции… »: левобортные были направлены в сторону кормы, правобортные – в нос.
Торпедные аппараты использовали торпеды типа 1923D, которые имели вес 2 068 кг и несли 310 кг TNT. Дальность хода таких торпед составляла 6 000 м при скорости 43 узла, 14 000 м при скорости 35 узлов и 20 000 м при скорости 29 узлов (по данным Дж.Кэмбелла). Видимо, понимая значение внезапного мощного торпедного удара, из 24 торпед, которые составляли боекомплект крейсера, 12 хранились непосредственно в аппаратах, а ещё 12 – в 4-х специальных контейнерах на верхней палубе. Как видим, вопросы быстрой перезарядки беспокоили не только японских моряков, которые разработали для своих кораблей целую систему быстрой перезарядки и контейнера для хранения торпед.
Для справки: Согласно дополнения нашего читателя такое странное "разнонаправленное" размещение торпедных аппаратов на борту легкого крейсера может быть обусловлено опять же вопросами экономии. По мнению французов, проще и дешевле было выпускать унифицированные торпедные аппараты, без разделения на какой борт их будут устанавливать - что и повлекло за собой разную "ориентацию" их при монтаже. Надо отметить - довольно практично!
Однако такое размещение представляло серьезную опасность для самого корабля-носителя, не зря американцы совсем убрали торпедное оружие со своих кораблей, но французы, видимо, мыслили иначе. В любом случае французы не испытали на себе, что такое взрыв торпед на борту крейсера, и даже имели возможность применить свое торпедное вооружение: в бою при Ко-Чанге крейсер «Ламотт-Пике» использовал шесть торпед против кораблей противника, но безрезультатно (хотя официальные историки приписывают ему одно торпедное попадание).
Управление огнём главного калибра новых французских крейсеров было на уровне «достижений» Великой войны – главный командно-дальномерный пост (КДП) на треногой фок-мачте высотой 26 метров над ватерлинией. КДП комплектовался 4-метровым дальномером совмещающего типа и 3-метровым стереоскопическим дальномером «Цейса», в качестве резервных имелось ещё три поста с 4-метровыми дальномерами (один на боевой рубке и два по бортам в районе спардека), причём практически не защищённые.
Первая РЛС обнаружения надводных целей (типа SF-1) была установлена на крейсера только в феврале 1944 года, а РЛС обнаружения воздушных целей (типа SA-2) только в ходе послевоенной модернизации 1945-1947 годов.
Итак, подведем итоги.
Французские лёгкие крейсера типа «Дюге Труэн», несмотря на рациональное размещение орудий главного калибра, получили на вооружение новые, но не самые совершенные 155-мм орудия, обладавшие низкой скорострельностью, что резко уменьшило боевые возможности новых крейсеров. И в следующих статьях нам представится случай убедиться в том, что эти, по сути, новаторские корабли оказались недовооружёнными и слабозащищёнными на фоне своих «одноклассников».
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.-288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./Л.Гаррос//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.В.Лисицын. – Москва: Яуза: Издательство «Э», 2015.- 448 с.; Офан, П.Французский флот во Второй
мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой войны. Часть 1: легкие крейсера типа «Дюге Труэн» /С.В.Патянин // Морская кампания, № 1 – 2007.- С.27-42.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой. «Военно-морское предательство»/ С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2012.- 256 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Jordan, J. French cruisers 1922-1956/John Jordan, Jean Moulin.- Naval Institute Press, 2013 - 232 p