Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службы французских крейсеров типа "Дюге Труэн". Первые статьи по истории этих французских крейсеров вы можете найти ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ВОТ ЗДЕСЬ, а также - ТУТ. Также вашему вниманию предлагается две статьи, посвященные авиационному вооружению КР типа "Дюге Труэн". Кому интересно, про основное вооружение читать вот ТУТ и ВОТ ТАМ, )). Что касается авиации - то вам СЮДА
Продолжение, начало ТУТ.
... Итак, с началом Второй мировой войны при нейтралитете Италии на Средиземном море, в ведении Франции все было относительно спокойно. В существенных боевых операциях корабли 5-й эскадры участия не принимали. Основной задачей, поставленной перед ней, было сопровождение в Центральной Атлантике конвоев из расположенных в Африке французских и английских колоний.
Встретив начало войны на переходе из Касабланки в Дакар, крейсер «Дюге Труэн» вскоре присоединился к соединениям французских кораблей, которые патрулировали в водах Центральной Атлантики в поисках немецких рейдеров и торговых судов, а также участвовал в сопровождении конвоев с войсками.
Единственной удачной операцией для «Дюге Труэн» в этот период здесь стал перехват немецкого грузового парохода «Халле». По нашим данным, в районе к юго-западу от порта Дакар (Французский Сенегал, Западная Африка) в Атлантическом океане лёгкий крейсер «Дюге Труэн» 16 октября 1939 года обнаружил и перехватил германский пароход «Халле» (5889 брт).
Этот немецкий корабль, принадлежавший гамбургской фирме HAPAG, ранее работавший на трансатлантической линии, следовал на прорыв блокады из порта Биссау (Португальская Гвинея) в порт Лас-Пальмас (Канарские острова, Испания). Это был пароход, спущенный на воду в 1921 году, длиной 137 м(ширина 17,7 м, осадка 8,2 м), с машинами мощностью 880 л.с. и развивавший скорость 12 узлов.
Однако захватить как приз немецкий пароход не удалось – во избежание захвата германский экипаж, как только французский крейсер приблизился, затопил судно к юго-западу от порта Дакар (Сенегал). Немцы высадились на шлюпки, которые были обнаружены 15 и 17 октября 1939 года французскими лидерами эсминцев «Ле Фантаск» и «Ле Террибль», оперировавшими у Дакара. В некоторых источниках, видимо по этой причине, упоминается, что перехват немецкого парохода выполнили именно эти два французских лидера эсминцев.
Для действий в Атлантике французский флот ещё во время Гражданской войны в Испании (10 октября 1936 года) сформировал так называемое «Соединение Х», состав которого постоянно менялся, как и его задачи.
К примеру, с ноября 1939 года по февраль 1940 года в него входили тяжёлые крейсера «Дюпле», «Фош», лёгкий крейсер «Эмиль Бертен», английский авианосец «Гермес», французские и английские эсминцы. Это соединение патрулировало Атлантику, сопровождало конвои, вело поиск немецких рейдеров. К весне 1940 года это соединение под командованием контр-адмирала Годфруа было передислоцировано в восточную часть Средиземного моря с базированием на Александрию. В то же время крейсер «Дюге Труэн» после патрулирования в Атлантике был придан Дивизии Леванта, а в конце мая вошёл в состав Соединения «Х», с которым и связал свою судьбу на несколько лет.
Как показали события следующих дней, такая передислокация оказалась вполне своевременной – 10 июня 1940 года Италия вступила в войну на стороне Германии, и обеспечение безопасности англо-французских коммуникаций в Средиземном море стало главной задачей для флота союзников.
Уже 11 июня «Дюге Труэн» в составе Соединения «Х» (3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 3 эсминца) вышёл к Додеканезским островам для удара по коммуникациям противника, однако итальянские суда не были обнаружены, и корабли эскадры вернулись в Александрию. Следующим выходом в море для «Дюге Труэн» стал поход 21-22 июня, когда он вместе с крейсером «Сюффрен» и тремя британскими эсминцами провел поиск в районе Тобрука. Этот поход оказался также безрезультатным. А уже на следующий день всё британско-французское сотрудничество практически рухнуло, так как ещё 22 июня 1940 года Франция капитулировала перед Германией и подписала перемирие. Последующие события достаточно хорошо и подробно описаны как в мемуарах исторических деятелей, так и в исторических исследованиях, поэтому здесь остановимся на отдельных моментах, которые касаются непосредственно корабля, которому посвящёна статья.
Согласно 8-й статье перемирия: «… Французский флот, за исключением той его части, что необходима для поддержания интересов страны в её колониях, должен быть собран в определённых портах, демобилизован и разоружён под наблюдением Германии и Италии. Этими портами будут те, где флот базировался и в мирное время. Правительство Германии формально и торжественно заверяет французское правительство, что не имеет намерения формулировать притязания в отношении флота до окончательного заключения мира…».
В соответствии с условиями перемирия приказ Главкома ВМС Франции адмирала Дарлана от 24 июня предписывал:
«1. Демобилизованные корабли остаются французскими, с французскими флагами, с сокращёнными экипажами в портах метрополии или колониях.
2…. Подготовиться к уничтожению кораблей с целью предотвращения их захвата и последующего использования противником или любой иностранной державой.
3. Если комиссия по перемирию как-нибудь иначе станет трактовать пункт 1, изложенный выше, то в этом случае корабль без какого-либо особого приказа должен уйти в США или затопиться, если он не сможет иначе избегнуть захвата противником. Ни при каких обстоятельствах нельзя допустить попадания кораблей в руки врага неповреждёнными.
4. Корабли, укрывшиеся в портах других государств, не должны участвовать в войне против Германии или Италии без приказа главнокомандующего ВМФ».
Знакомство с данными пунктами приказа, на наш взгляд, достаточно чётко объясняет поведение французских адмиралов и офицеров, под чьим командованием находились корабли французского флота.
В момент выхода Франции из войны, как мы уже отметили, крейсер «Дюге Труэн» под командованием капитана 1-го ранга Тролли де Прево находился в Александрии в составе эскадры вице-адмирала Годфруа. Вместе с ним в составе Соединения «Х» в александрийском порту оказались линкор «Лоррэн», тяжёлые крейсера «Дюкень» (флагман), «Турвиль», «Сюффрен», три эсминца («Фортюн», «Форбэн», «Баск»). Французским кораблям, можно сказать, повезло – командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Э.Каннингхэм приложил максимум старания и выдержки для того, чтобы избежать не только ненужного кровопролития, но и "засорения" гавани, где стояли британские корабли, остовами затопленных французских кораблей, несмотря на то, что получил от Адмиралтейства приказ действовать не менее жёстко, чем действовал Соммервил в Мерс-эль-Кебире.
Первое время события развивались достаточно мирно, британский командующий и французский адмирал договорились о компромиссе, после которого французские корабли приступили к сливу топлива, однако в этот момент поступили сведения о расстреле французских кораблей в Мерс-эль-Кебире британской эскадрой. Ситуация настолько накалилась, что и британцы, и французы приготовились к бойне, стоя прямо на якорях в гавани Александрии.
На «Дюге Труэн», как и на всех остальных кораблях эскадры, получили приказ вице-адмирала Годфруа: «Принять и поддерживать боевую готовность, дать отпор без дополнительного приказа в случае попытки нас разоружить. Довести до сведения экипажей о текущей ситуации, возникающей в результате боевого столкновения вчера вечером между французским атлантическим флотом и британским флотом».
Согласно схеме распределения целей артиллеристам «Дюге Труэн» предписывалось вести огонь по британским крейсерам (тяжёлые крейсера должны были вести огонь по линкорам и авианосцам).
Как пишет Д.В.Лихарев в своей книге «Адмирал Эндрю Каннингхэм»: «… На рассвете 4 июля Каннингхэму доложили, что на французских кораблях расчехляют орудия и разводят пары. Эскадра Годфруа готовилась с боем прорываться в открытое море. … буксиры уже начали разворачивать стоявшие на якорях британские линкоры так, чтобы они получили возможность вести стрельбу по французским кораблям полными залпами. Эсминцы и подводные лодки получили приказ выпустить торпеды во французские корабли, если те начнут движение к выходу из гавани или откроют огонь».
Интересно, что последующий выход из тупика в разных источниках представляется по-разному. Чаще всего описывается ситуация, когда в момент наивысшего обострения на Александрию был совершён налёт итальянской авиации, в отражении которого приняли участие и французские крейсера.
По данным С.Патянина, первым из французских крейсеров открыл огонь из 75-мм зенитных пушек крейсер «Турвиль», хотя там же отмечается, что, по данным некоторых источников, считается, что огонь по вражеским самолётам вместе с английскими зенитками открыли зенитчики именно «Дюге Труэна»! И вскоре после отражения налёта ситуация начала разряжаться: британцы перевели орудия в диаметральную плоскость, а на французских кораблях экипажи приступили к повседневной деятельности.
Например, по данным П.Офана и Ж.Мордаля: «… напряжение ещё уменьшилось вследствие проявленного французскими командирами хладнокровия и выдержки. … На «Дюге Труэн» они вывесили за борт люльки и приступили к чистке борта от ржавчины и окраске».
После этого адмирал Каннингхэм направил французским экипажам обращение о недопустимости вооружённого сопротивления и необходимости принятия британских условий по разоружению кораблей.
В книге Д.В.Лихарева решение кризиса представлено исключительно как деятельность Э.Каннингхэма посредством обращений к экипажам французских кораблей, введения «шефства» британскими кораблями над каждым французским, уговорами, к которым были подключены как британские офицеры, так и матросы. Эти действия вызвали собрания, совещания и «митинги» на борту французских кораблей, в результате которых французский командующий вновь встретился с Каннингхэмом, и они договорились об условиях интернирования кораблей Соединения «Х» в Александрии.
В итоге оба адмирала подписали соглашение, которое их устроило: французские корабли будут содержаться в исправности и не будут затоплены; британцы не предпринимают попыток захвата французских кораблей; экипажи кораблей частично демобилизуются, а оставшиеся на борту члены экипажей не будут совершать недружелюбных действий против англичан и не будут пытаться покинуть порт. При этом французские корабли должны были слить топливо и передать замки от орудий на хранение в свое консульство в Каире.
Так для французских кораблей начались длительные «каникулы», и крейсер «Дюге Труэн» несколько лет провел в Александрии, пока в 1943 году о французских кораблях снова не вспомнили политики и военные. Интересно мнение французских историков о положении французских кораблей Соединения «Х» и их экипажей, всё это время находящихся в изоляции.
Как отмечают П.Офан и Ж.Мордаль: «…изолированная от мира в течение двух лет, находящаяся под влиянием всех видов пропаганды эскадра в Александрии, тем не менее, оставалась примером несокрушимой лояльности. Её личный состав не согласился официально порвать с новым правительством Виши, не убедившись вначале, что их страна вновь не станет слишком надолго кровавым полем битвы в случае, если присоединится к союзникам. Кроме того, новые сомнения возникли, когда англичане навели дула орудий своей полевой артиллерии и береговых батарей на корабли Соединения «Х» в ночь высадки союзных десантов, так же они сделали это ранее, 3 июля, в момент наибольшего продвижения Роммеля по направлению к городу».
Любопытное дополнение к заключённым договорам, не так ли? Кстати, те же авторы отмечают, что в период, когда решалась судьба кораблей, и вице-адмирал Годфруа колебался между присоединением к ВМС Франции в Северной Африке (которые представлял адмирал Дарлан, позже – генерал А.Жиро), которые выступили на стороне союзников, и верностью законному правительству Франции (в лице премьер-министра Лаваля), британцы деликатно подтолкнули французского адмирала: «…англичане почти что прервали дискуссию силой, пригрозив прекратить снабжение разоружённой эскадры пищей». Достойный поступок для союзников, и действенный, что тут сказать....
Окончание следует.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.-288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./Л.Гаррос//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.В.Лисицын. – Москва: Яуза: Издательство «Э», 2015.- 448 с.; Офан, П.Французский флот во Второй
мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой войны. Часть 1: легкие крейсера типа «Дюге Труэн» /С.В.Патянин // Морская кампания, № 1 – 2007.- С.27-42.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой. «Военно-морское предательство»/ С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2012.- 256 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Jordan, J. French cruisers 1922-1956/John Jordan, Jean Moulin.- Naval Institute Press, 2013 - 232 p.