Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службы французских крейсеров типа "Дюге Труэн". Первые статьи по истории этих французских крейсеров вы можете найти ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ВОТ ЗДЕСЬ, а также - ТУТ. Может быть это Вас заинтересует.
История развития военного флота любой страны – это, как правило, история развития определённых традиций и предпочтений, которые формировались годами. Такие традиции и предпочтения можно найти в силуэтах кораблей, в их вооружении, в системах бронирования и так далее. Но под влиянием объективных и субъективных факторов, например, достижений научно-технического прогресса или заключенных договоров, устоявшиеся «традиции» могут меняться.
Достаточно хорошо данная тенденция, на наш взгляд, проявляется в использовании орудий среднего калибра на кораблях французского флота в первые два десятилетия ХХ века. Действительно, французские крейсера, построенные в начале ХХ века и участвовавшие в Первой мировой войне, имели на вооружении 138-мм, 164-мм или 194-мм орудия, причём такие же калибры использовались и для орудий противоминной артиллерии французских дредноутов и додредноутов. Так вспомним, что на линкорах типа «Курбе» и «Бретань» использовались 138-мм/55 орудия. Как видим, 152-мм орудиям по каким-то причинам не нашлось места на кораблях французского флота в первые десятилетия ХХ века, в то время как именно этот калибр стал основным и для вспомогательной артиллерии линкоров, и для основного вооружения лёгких крейсеров, практически заменивших броненосные и бронепалубные крейсера во всех мировых державах. Да, и 152-мм пушки Канэ были широко распространены на многих флотах мира, активно продавались/покупались, и производились по лицензии.
Соответственно вооружение новых лёгких французских крейсеров типа «Дюге Труэн» 155-мм орудиями выглядит довольно странно. С одной стороны, такой калибр ранее не применялся на кораблях французского флота, как, впрочем, и во флотах других стран мира, но с другой стороны – это решение позволило унифицировать снабжение боеприпасами армии и флота, что в условиях военного времени было важным делом.
Кроме того, по нашему мнению, сыграли свою роль и «экономические факторы». Во-первых, для армии как раз к концу Великой войны была создана новая 155-мм/32 пушка – «155-мм длинноствольная пушка образца 1917 г. Шнейдера» (155 mm LMle 1917 Schneider или 155 LS.1917), которая в целом вполне устраивала армию. При угле возвышения орудия 40 градусов обеспечивалась дальность стрельбы до 15 900 м осколочно-фугасным снарядом весом 42,5 кг. В дальнейшем данная пушка была модернизирована, кроме того, к 1919 году было начало производство новых пушек – 155 L.1918. Таким образом, когда встал вопрос о вооружении новых крейсеров и создании для них орудий, то с учетом того, что существовал задел именно по 155-мм орудиям, было вполне логично не тратить средства на разработку иной орудийной системы, особенно в условиях послевоенного мира. Во-вторых, созданный в военное время запас 155-мм снарядов позволял также избежать трат на создание новых производственных линий в арсеналах для изготовления новых снарядов и зарядов к ним. Да и в дальнейшем, как было сказано выше, унификация снарядов для сухопутной и морской артиллерии облегчала вопросы снабжения кораблей и баз. Здесь можно вспомнить опыт (по некоторым воспоминаниям) русско-японской войны, когда в осажденном Порт-Артуре удалось быстро обеспечить фугасными 254-мм снарядами береговые батареи крепости, которые испытывали с этими боеприпасами определенные проблемы, за счет запасов фугасных снарядов такого калибра на складах флота.
В заключение этого краткого обзора отметим, что в последующем французы всё же отказались от использования 155-мм орудий на своих кораблях. Такими пушками кроме крейсеров типа «Дюге Труэн» были вооружены только авианосец «Беарн» и учебный крейсер «Жанна Д`Арк», но уже при проектировании лёгкого крейсера «Эмиль Бертен» был решён вопрос о разработке нового 152-мм орудия, причём за основу взяли уже не сухопутную артиллерийскую систему, а 138,6-мм орудие образца 1929 года, уже применявшееся на контрминоносцах.
Так что же представляло собой орудие, которое получили на вооружение новые французские лёгкие крейсера.
Согласно данным Дж.Кэмпбелла, 155-мм/55 орудие «Дюге Труэн» состояло из внутренней трубы, лейнера, двойного кожуха и скрепляющего кольца. На орудии использовался поршневой затвор Велина, который открывался наверх. Вес орудия составлял 8 870 кг, чуть тяжелее, чем сухопутный образец (8 710 кг у орудия 155 LS.1917). Длина ствола составляла 8 050 мм, объем зарядной каморы – 36,67 дм3. Для орудия были разработаны три типа снаряда: фугасный со взрывателем мгновенного действия весом 56,5 кг, фугасный с донным взрывателем и замедлителем (59 кг) и полубронебойный (56,5 кг). Заряжание – раздельное, вес полного заряда составлял 19,81 кг и обеспечивал начальную скорость 870 м/с для полубронебойного снаряда и 864 м/с для фугасного для новых стволов, в дальнейшем скорость уменьшалась до 850 м/с.
При угле возвышения 40° эти орудия могли послать фугасный снаряд весом 56,5 кг на дальность 26 100 м (полубронебойный – 25 000 м). Живучесть ствола составляла 700 выстрелов, что довольно неплохо для такого калибра, к примеру, у более совершенного «Ла Галиссоньер» живучесть 152-мм орудий составляла всего 300-350 выстрелов. А вот чем не могли похвастаться новые орудия, так это высокой скорострельностью. При цикле стрельбы в 12-20 секунд планировалось обеспечить теоретическую скорострельность 155-мм орудий 5-6 выстрелов в минуту, однако практическая скорострельность была всего три выстрела в минуту.
Орудия устанавливались в башенные спаренные установки М1921 (по данным Дж.Кэмпбелла – М1920), весом 80 т, наведение которых обеспечивалось электрогидравлическим приводом: по горизонтали со скоростью 6,4 градуса в секунду в пределах 140 градусов на каждый борт, по вертикали – 6 градусов в секунду в диапазоне от -5 до +40 градусов.
Зарубежные источники отмечают, что конструкция башен была в основном уменьшенной версией более ранних двухорудийных башен линейных кораблей с двойными подъемниками, идущими от зарядного погреба и склада боеприпасов к вращающейся платформе. Отсюда боеприпасы переносились в верхние подъемники, которые поднимали снаряды в башню. Снаряды и заряды затем вручную переносились в загрузочные лотки и подавались в ствол. Орудийные башни были газонепроницаемыми с принудительной вентиляцией, бронирование башен – 20 мм (по данным Дж.Кэмпбелла – 25 мм).
В издании «French Cruisers : 1922 - 1956» говорится, что «…орудия оказались ненадёжными и испытывали «регулярные поломки» в течение всего срока их службы…».
Орудия располагались в индивидуальных люльках, боекомплект – 125 боевых снарядов на ствол, всего 1000 снарядов. Кроме того, в погребах крейсера находилось 60 осветительных снарядов и 160 учебных (практических) снарядов, причём интересно, что распределение этих снарядов между возвышенными и нижними башнями было различным. Так осветительные снаряды предназначались только для использования из возвышенных башен, а учебные снаряды – по 20 на возвышенные башни и по 60 на нижние.
Мы уже отмечали, что крейсера типа «Дюге Труэн» за счёт «революционного» линейно-возвышенного размещения орудийных башен в диаметральной плоскости имели преимущество в количестве орудий в бортовом залпе, однако это не смогло обеспечить ему подавляющее огневое преимущество над вероятными «противниками» (табл.1).
Как видно из таблицы 1, по весу бортового залпа за счет количества орудий и более тяжёлого снаряда (56,5 кг) крейсер «Дюге Труэн» превосходил всех своих «одноклассников», однако по весу минутного залпа уступал практически всем. И здесь ему не помог ни тяжёлый снаряд, ни восемь орудий в залпе – его орудия имели настолько низкую скорострельность, что по количеству «металла, выбрасываемого в минуту», уступали даже японскому крейсеру «Сендай», вооруженному 140-мм орудиями с 38-килограммовым снарядом! Отметим, что основной причиной такой низкой скорострельности была низкая эффективность системы подачи боеприпасов, которая выявилась на испытаниях кораблей, но ничего менять уже не стали.
....
Окончание следует.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.-288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./Л.Гаррос//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.В.Лисицын. – Москва: Яуза: Издательство «Э», 2015.- 448 с.; Офан, П.Французский флот во Второй
мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой войны. Часть 1: легкие крейсера типа «Дюге Труэн» /С.В.Патянин // Морская кампания, № 1 – 2007.- С.27-42.; Патянин, С. Французские крейсера второй мировой. «Военно-морское предательство»/ С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2012.- 256 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Jordan, J. French cruisers 1922-1956/John Jordan, Jean Moulin.- Naval Institute Press, 2013 - 232 p.