Найти тему
Брянская губерния

Будущее с электрокарами на дорогах пока оборачивается экономическими потерями

Только что закончившийся автосалон в Пекине China auto наглядно продемонстрировал превосходство электромобилей и глобальный тренд на «электрички» по всему миру. Всем бы радоваться – вот они истинная забота об кружащей среде и развитие новых технологий. Но это все однобокий взгляд, который воспринимается неоднозначно.

Как оказалось, увеличение на дорогах мира числа транспортных средств, не нуждающихся в заправках углеводородной горючкой, обернулось недобором налогов. Причем, по объективной причине: меньше машин с двигателем внутреннего сгорания - меньше продаж бензина и дизтоплива. А значит и меньше выплат налога на топливо от компаний, занимающихся его реализацией.

Внедрение электромобилей и постепенное вытеснение электрокарами с автодорог транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания столкнулось с рядом непредусмотренных трудностей. Хотя спрос на электромобили и растет, но не такими темпами, как ожидалось. Поэтому многие компании начали вести между собой ценовую войну с целью привлечения новых потенциальных потребителей.

В 2023 году электромобили помешали собрать во всём мире €11,14 млрд в виде налогов на бензин и дизельное топливо. С другой стороны, деньги, собранные от налогов на эти автомобили, составили €1,860 млрд. То есть чистый убыток бюджетов по этой статье составил €9,280 млрд. Хотя эти цифры могут показаться небольшими в глобальном масштабе, при нынешних темпах роста рынка электромобилей этот объем потерь достигнет €102,09 млрд в 2035 году во всём мире. То есть увеличение использования электромобилей приводит к снижению доходов от топлива. Чтобы стимулировать пересаживание населения с «углеродоопасных» авто на (условно) «углеродочистые» электромобили, правительствам придется сильно задуматься и об увеличении субсидий на приобретение электрокаров, и о повышении налогов на топливо для ДВС.

И вот еще. Ни для кого не секрет, что отказ от предоставления субсидий делает электрокар неконкурентоспособным и затрудняет переход на «зеленый» транспорт. И вот еще одна история, так в марте текущего года министерство финансов Израиля предложило обложить налогом 0,15 шекеля (€0,03) каждый километр, пройденный электромобилями или гибридами. Чтобы мера не выглядела откровенным грабежом, власти заявили, что это необходимо для финансового обеспечения продолжающейся войны в секторе Газа. Но всем понятно, что одно к другому притянуто за уши.

И такие истории уже отмечаются в Новой Зеландии, Канаде... Вот вам и Европа, которая так рвалась к углеродной независимости. А пока можно констатировать, что отмена субсидий на приобретение электрокаров и введение различных налогов на использование этого типа машин способствуют снижению потребностей рынка в этом виде ТС и вынуждает мировой автопром корректировать объемы производства электромобилей в сторону уменьшения.

В октябре 2023 года General Motors объявила о замедлении производства электромобилей, запланированном на 2024 и 2025 годы. Компания, которая планировала выпустить 400 тысяч электромобилей с 2022 года до середины этого года, изменила планы из-за падения спроса. Целью было скорректировать производство автомобилей этого типа с учетом краткосрочного замедления темпов роста. Но этот процесс может оказаться весьма долгосрочным.

АВТОРСКАЯ РУБРИКА РЕДАКТОРА «32 РАДИО» АЛЕКСАНДРА КАРПОВА
Будущее с электрокарами на дорогах пока оборачивается экономическими потерями