Нине Ивановне за семьдесят. Она - высокая темноволосая женщина с прямой спиной. Всегда ярко напомаженная и улыбающаяся. Она любит белое. И бывает одета в белые брюки, тунику белую. Даже зимой она - в белом пальто или в пуховике. А ещё она любит всё блестящее. Наденет платье из ткани, на парчу похожей, и видно её за версту.
А ещё - слышно. Голос у Нины Ивановны зычный, интонации чёткие, командные...
Вот по этим двум причинам, что видно и слышно её, соседи Нины Ивановны утыкаются взглядом в землю, рассматривая там что-то невиданное или глохнут одномоментно.
Нина Ивановна живёт в крепком, справном доме. У неё большой огород, где она каждую весну высаживает кустов по семьдесят помидоров, перцев, да мало ли ещё чего. Деревья есть фруктовые. И всё всегда в идеальном порядке. Капельное орошение, тепличка небольшая - ну всё.
Но это требует постоянного ухода! Деревья нужно обрезать. Орошение ломается. А до того, чтобы орошать, надо огород вскопать, удобрить и массу всего другого сделать. Но не самой же в солидном таком возрасте да во всём белом..
И начинается обход соседей.
"Борь, а Борь! Ты не слышишь, что ли? Кричу, кричу тебе от калитки...Ты бы взял ножовку да пришёл ко мне. Абрикос надо обиходить. Ветки лишние спилить. Я подскажу, какие. Давай, приходи." Не успевший заскочить в дом Боря матерится себе под нос, но покорно берёт ножовку и идёт. А как иначе? Соседи же. А что жена Тося шипеть будет весь день - у себя ни..ничего не сделал ещё-сто раз говорила - так пошипит и перестанет.
"Витька, ты, я смотрю, у себя всё вскопал уже. Приди, помоги старухе. У меня там копать - всего ничего." Случайно встретившийся по дороге Витька, хоть и видел её издалека, но не успел перейти на другую сторону - машина помешала, сплюнул и сквозь зубы пообещал прийти.
"Глеб, у меня перед калиткой яма на асфальте. Вчера такси подъехало, и ругался водитель. Может, попросишь своих ребят, чтоб залатали яму-то. Сколько там работы.." Живущему за углом "Глебу" за шестьдесят. И он - Сергеевич. Потому что руководит градообразующим предприятием, профиль которого никак не связан с ямочным ремонтом дорог. И теперь он должен думать, каких ребят попросить и как закрыть им наряд. По-другому нельзя. Соседи.
У Нины Ивановны очень хорошая пенсия. И ни в чём она не нуждается. Оба её сына живут в С-Петербурге. "Я их родила и на ноги подняла. Теперь их черёд о матери заботиться." Все соседи знают, что сыны исправно шлют матери дотацию к пенсии.
Но ни одному соседу она ни гроша, ни полушки ни разу за работу не заплатила. "Борька просил хоть на чекушку..А я не дала. Придёт домой выпимши - Тоська меня же виноватить будет. А я при чём?"
..Конечно, надо с соседями мирно жить. И помогать - надо. Как по мне, нужны для этого три фактора - время, возможность и желание. Если хотя бы один отсутствует, это никакая не помощь. Это работа себе в ущерб.
***
Я прохожу через это регулярно. Не в смысле "мы же соседи", а "ну что тебе - трудно?"
Родственница из тех, что нашему забору двоюродный плетень: не получается у Дашки домашка по английскому. Щас я ей дам трубку, она скажет, что нужно. Ты уж помоги.. Дашка, коверкая слова и звуки, читает мне задание, Я ни лешего не понимаю. "Даша, дай маме трубку." Мама: ну что там? Я - пусть она придёт, я объясню. А так я не могу. Мама: ну, не знаю...Она у меня так приучена - за всё платить надо. Она же не придёт просто так..А что, не можешь хоть как-то объяснить? Я: не могу. Не здороваются с тех пор...
Давняя знакомая: мне тут лекарство прислали из Германии. А инструкция по-ихнему. Переведите. Это - по вашей части.
Что по моей части?! Убить своё время, которое планировала на себя потратить, и разбираться в фармакологических терминах? Перевела. "Спасибо. Только неразборчиво написали.. Ладно, теперь я знаю, к кому обращаться. Вдруг ещё пришлют.."
Говорят - простота хуже воровства. Очень сложная нынче жизнь. Но так хотелось усложнить её в части общения с соседями и знакомыми, которые - все Нины Ивановны.
У вас есть такие?