Сладкие дружеские речи работодателей... сколько бедолаг погорело на них! Сколько трудовых ушей сломалось под гнетом отборной лапши!
Короли - хоть и наделены в общественном сознании какими-то удивительными качествами вроде благородства... На деле оставались типичными работодателями. То бишь жлобами, манипуляторами и кнуто-пряничных дел мастерами. Особенно лучшие из них.
Одним из лучших в деле управления кадрами я всегда считала императора Священной римской империи и короля Испании Карла V.
И вот еще один пример - почему.
В разное время разные личности щеголяли в фаворитах Карла, но одним из самых любимых персональных слуг являлся лакей нидерландского происхождения, Вильгельм ван Мале.
Тому несколько причин:
А) у Вилли было отменное чувство юмора
Б) что позволяло ему стоически терпеть капризы пожилого императора
В) и чувство юмора, и терпение (в добавок к прекрасному образованию) делали Вильгельма идеальным "литературным негром" - а Карл в тот момент жаждал реализовать себя на поприще мемуаристики.
Тот момент - это годы, непосредственно предшествующие отречению императора.
Разумеется, намерения Карла отречься не были секретом ни для кого из ближнего круга. Равно как и намерение после отречения удалиться в монастырь Юсте, расположенный в испанской глухомани. Обитель диких монахов и малярийных комаров. Из цивилизации там было только... ничего.
И как бы ни была сильна любовь ван Мале к императору (а он искренне им восхищался) - в лично его планы не входило намерение следовать за шефом и провести лучшие годы жизни в испанской глухомани. Кто знает, насколько живучим мог оказаться Карл-пенсионер. А оно Вильгельму надо - 20 лет выть на болотах Юсте и малярийных комаров кормить? Это императору надо было тяжкие грехи замаливать, а Вильгельм был молод и относительно безгрешен.
Поэтому ван Мале еще в Брюсселе постарался подготовить пути отступления с трудового фронта.
Через своего друга он нашел место в казначействе, а заодно - женился, в один из редких отпусков.
Оставалось одно - сообщить обо всем императору.
"Ты и представить себе не можешь, с какими одобрением Цезарь встретил эти новости. Когда мы оставались наедине, он не раз и не два отечески давал мне советы - поощряя меня в супружеской жизни к скромности, бережливости и другим благодетелям" - писал Вильгельм другу
Император был прав. Скромность и бережливость и правда пригодились бы ван Мале. Ведь Карл не только не сделал ему свадебного подарка, но и долгожданная должность в казначействе куда-то испарилась. Была единица в штатном расписании, да сплыла.
Вот и пришлось бедолаге тащиться с Карлом в ненавистное Юсте - чтобы прокормить жену и детей. Им кстати тоже разрешили поехать в испанскую глухомань.
Карл ведь не изверг какой.
Подробнее о Вильгельме ван Мале тут