Бензин в России дорожает с завидной регулярностью. Рассуждать о природе столь парадоксального для страны, имеющей богатейшие нефтерождения, можно бесконечно. Только автомобилистам от этого не легче - каждое посещение АЗС больно бьет по кошельку. Наиболее решительные (а может, наименее ответственные) автовладельцы начинают заправлять “ласточку” не рекомендованным топливом, а его бюджетным аналогом. Аргументы приводят разные, один из популярных - производители в сговоре с нефтяными магнатами, вот и рекомендуют что подороже. А умные люди экономят, и никаких проблем. Так ли все просто - постараемся разобраться.
Иностранцы переделывают стандартные двигатели и пишут, какое топливо “правильное” в инструкции
В большинстве стран мира давно забыли об октановом числе ниже 95, в то время как в России АИ-92 любим и популярен. Простая логика подсказывает - если иномарки спокойно ездят на нем, то и проблемы нет. Это не так - просто для российского рынка заводы-изготовители несколько меняют конструкцию двигателя. Специальные блоки с прошивкой обеспечивают своевременное прикрытие заслонки и сдвиг зажигания, чтобы предотвратить детонацию.
В рекомендациях большинства производителей четко указано, что бензин должен быть не ниже 95-го. 92-й упоминается редко и у российских заводов (например, для Лады Весты). Хотя и в этом случае любителям экономии напоминают, что расход топлива увеличится, а динамика ухудшится. Впрочем, с АвтоВАЗом ситуация любопытная: рекомендуют 95, потери от использования 92 несущественны, а если залить 98 - никакой позитивной разницы не заметишь. Воистину при таком раскладе лучше брать то, что дешевле! А вот, например, Volvo в целях безопасности советует даже заливать 98 в особо жаркие дни (опять же - чтобы избежать детонации). Хотя основной бензин - 95, а в исключительном случае мотор “потерпит” и 92.
Мифы и факты об октановых числах
Многие ошибочно полагают, что чем “серьезнее” бензин, тем шустрее машина будет вести себя на дороге. Это совсем не так. Октановое число отвечает всего лишь за сопротивляемость детонации. Проще говоря - более дорогой бензин увеличивает вашу безопасность. А скорость зависит от количества лошадиных сил и конструктивных особенностей двигателя. Так что увы, каким бы ни было топливо, Приора никогда не станет Мерседесом.
Помните - ваша экономия выгодна дилерам и производителям. Несмотря на то, что разница между 92 и 95 бензином не так уж велика, если докажут, что вы заправлялись не по инструкции - про гарантийный ремонт можете забыть. Подумайте, так ли велика выгода и не обойдется ли дороже восстановление двигателя? Если провести нехитрые расчеты, получится, что на денежную разницу в стоимости заливки бака можно проехать в пределах 10 дополнительных километров по трассе. А в городских пробках вы ее и вовсе не заметите. Общая экономия с полного бака составит менее 10%. Стоит ли оно того?
Бояться, что покупая дорогой бензин, легче нарваться на “палёнку”, тоже не стоит. Топливо сомнительного качества можно найти в основном на немногочисленных АЗС-“ноунеймах”. Но на них одинаково плох любой бензин, поэтому лучше доверять известным брендам, а не пытаться сберечь пару рублей с литра. Впрочем, заправляться исключительно 98 - просто расточительно. Никакого практического смысла в этом нет.
Стоит ли вообще экономить на топливе
В этом разделе немного расскажу не о замене одного типа бензина другим, а о стремлении купить топливо по минимальной цене. Некоторые граждане приобретают дешевый 95-й бензин в сомнительных забегаловках. Удивительно, но каждый наш соотечественник прекрасно понимает, что написать можно “правильное” название. А что именно залили в бензобак под видом АИ-95, сможет определить только химик. Тем не менее, желающие рискнуть находятся.
Сотрудники журнала “За рулем” сравнили топливо АИ-95, купленное по дешевке на разных заправках. Не сами, конечно, а при помощи лаборатории. В качестве эталона взяли бензин Евро-5 с АЗС “Лукойл”. Октановое число у всех образцов соответствует заявленному. В дешевых бензинах повышено содержание смол, негативно влияющих на состояние двигателя. Кстати, не менее удивителен тот факт, что несмотря на опасность для узлов и агрегатов, наличие в топливе смол никак не регламентируется! Проще говоря - пожаловаться на недобросовестного поставщика вам не удастся, ведь он ничего не нарушает.
Помимо этого, эксперты оценили содержание бензола (он влияет на канцерогенность и экологичность топлива), серы (увеличивает коррозионную активность отработанных газов) и метанола и металлов (наличие которых в топливе строго запрещено). Результаты оказались вполне предсказуемыми. У некоторых образцов процент метанола доходил до 15! При работе двигателя такой бензин не просто “уходит” с большим расходом. Снижается крутящий момент, мотор работает неустойчиво, повышается содержание остаточных углеводородов в отработавших газах.
Все вышеперечисленное просто “убивает” двигатель. И даже если вовремя остановиться и промыть систему - процедура больно ударит по карману. А представьте стоимость свечей, лямбда-зонда, нейтрализатора, клапанов. Плюс работа мастеров. Нужна ли такая экономия?