В драматическом треугольнике, Жертва одна из базовых ролей, Жертвой естественно не рождаются, модели поведения прививаются с детства, в том, случае если один родитель, или оба были авторитарными, сдержанными, критикующими, т.е по жизни несли роль Преследователя. Модель жертвы может еще и закрепить учитель, одна моя клиентка, которая постоянно оказывалась в роли жертвы, очень тепло отзывалась о родителях, и я не мог понять откуда у нее модели поведения жертвы, оказалось, что ее учительница, классный руководитель была авторитарна. Могла ломать указки о головы учеников. Таким образом, чтобы человек понес по жизни сценарий жертвы, нужен человек садистического плана.
Конечно, каждый из нас может стать жертвой, но обычно ситуативно, случайно, роль жертвы по сценарию, это значит человек, становиться жертвой в итоге своего взаимодействия с людьми по многим отраслям своей жизни: учеба, работа, дружба, любовь, личная жизнь.
Как выращивают Жертву? Обычно это жесткий контролирующий родитель, чаще очень честолюбивая, малоэмпатичная мама, которая постоянно требует от ребенка результатов и подчинения. Главный посыл такой мамы; «Ты должен…», причем очень часто какой должна или должен быть не объясняют, у такого родителя все не так как надо, постоянные контролирующие вопросы «А ты где был?», «Почему задержался?», «Уроки сделал?», если ребенок хоть на шаг отступил от требований, у такого родителя начинается истерика. Один из признаков такого родителя, это разговоры на повышенных тонах, родитель при чем даже не понимает, что говорит очень громко, а если в конфликте так это вообще ор стоит. «Спеши», «Немедленно», «Скорей», эти слова плетки, которые постоянно подгоняют ребенка жертву, таким детям, а потом и взрослым людям свойственна хроническая тревожность, замкнутость, неуверенность, тихий голос, они часто вздрагивают, их легко напугать, нередко у таких людей возникают панические атаки.
Уже став взрослыми люди, принявшие на себя сценарий жертвы, подсознательно ищут себе Преследователя, у большинства женщин, которые подвергаются домашнему насилию, отец обычно был тиран. В психологии есть такой сценарий «Красавица и чудовище», девушка с таким сценарием отметает благополучных поклонников, но застревает и начинает жить с алкоголиком, лицом криминальной направленности, или аьбюзером. Наверное, многие видели или слышали истории о девочке отличнице и хулигане, так вот это и есть союз преследователя и жертвы. На все слова окружающих, о неблагополучии парня, жертва отвечает: «вы его не знаете, он хороший». Подсознательно жертва ищет именно насильника, в своей практике, я нередко встречал девушек, которые откровенно говорили: «Мне с хорошим парнем скучно», у всех был либо авторитарный отец, либо авторитарная мама. А далее сценарий многие видели, жертва жалуется на мужа или сожителя. Приходит с побоями на работу, ей говорят: «зачем ты с ним живешь, он же тебя бьет, уходи от него». Жертва кивает головой, соглашается, но не уходит, затем все повторяется, многие «советчики» уже махнули рукой, понимают, что ничего не поменяется. В трудовой деятельности, жертва так же находит начальника абьюзера, или делает из начальника абьюзера,
Жертва — это сценарий, который раскручивается на уровне подсознания, это модели поведения, которые находиться обычно в подсознании, и работает часто в неволи и сознания человека. Опытные психотерапевты эти модели, игры, предписания вытаскивают и переписывают. В процессе воспитания жертве внушают следующие предписания: «Не достигай успеха», «Не думай», «Не делай», «Не будь здоровой». «Не будь собой», естественно не все предписания возникают сразу, у каждой жертвы своя группа. К примеру. Если женщина живет с авторитарным мужем Преследователем, то у нее могут быть предписания: «Не будь здоровой», и она выходит от абьюза в онкологию, после такого заболевания, муж может стать ворчливо-заботливым, что только укрепляет заболевание. Если есть предписание «не думай», то муж-жертва, постоянно получает от супруги послания: «что бы ты без меня делал», «тебя всему надо учить», «а сам догадаться не мог».
Преследователь требует от жертвы постоянного успеха. Но если жертва хоть чего-то достигает. Преследователь произносит что-то вроде; «Ну разве это достижение, тоже мне победа», так в жертве закладывается предписание «Не достигай успеха», успех либо проигнорируют, либо обесценят. В структурировании времени у жертвы это обычно уход в себя, нередко жертвы проводить время в одиночестве жалея себя, мечтая о успехе или принце, который вытащит их из трясины постоянных неудач.
Автор: Фофанов Алексей Владимирович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru