Найти в Дзене

Как руководителям не допустить массового выгорания сотрудников? 8 практических шагов.

Выгорание вредит не только психофизическому здоровью отдельного человека, но и расшатывает «здоровье» целой организации.

Отсутствие мотивации, раздражительность, хроническая усталость, обесценивание проделанной работы заразительны. Если часть коллектива выгорела, вопрос времени: когда вторая часть окажется на том же эмоциональном дне. Такой сломленный коллектив не проявляет инициатив, работает по минимуму, все время стремится устроить себе чаепития и перекуры. Сотрудники не повышают свою квалификацию и выполняют задачи шаблонно. В результате суммарный КПД стремительно падает вместе с прибылью компании.

Возникает вопрос: какие же действия на уровне организации можно предпринять для профилактики выгорания?

  1. Экологичность графика. Высокий риск выгорания присутствует на работах с раздельными сменами, временными контрактами, ненормированными, ночными графиками. Даже если сотрудник после недели активности неделю отдыхает, у него нарушается баланс отдыха и труда в малых циклах, например, в течении дня. Самыми психически устойчивыми будут те, кто в течении дня закрывает потребности из разных сфер жизни: работа, спорт, обучение, общение с близкими и т.д. Более того, максимальную эффективность человек выдает за первые 4 часа погруженной работы (без учета перерывов, которые в идеале нужно делать каждые 40 минут). Потом эффективность резко падает. То есть при отдыхе даже в 10 минут после 40-минутных интервалов у нас выходит 5 часовой рабочий день. Очевидно, что далеко не все профессии могут позволить себе такую роскошь, но стремиться к этому можно с помощью оптимизации процессов.
  2. Минимизация монотонной работы. Опросите своих сотрудников, какая работа воспринимается ими как «тупая», «бессмысленная». Например, это может быть вопрос, касающийся заполнения документов. Устройте мозговой штурм, как можно оптимизировать эти процессы. В ход могут идти электронные шаблоны в онлайн-папках, помощь ИИ, делегирование отдельных процессов постоянным людям и т.д.
  3. Празднование побед. Ничто так не вырабатывает ощущения выученной беспомощности, как обесценивание проделанной работы. Здорово, если в команде есть культура отмечать усилия и достижения сотрудников. В этот же список входят отзывы о проделанной работе. Это может быть 15-ти минутная традиция в конце каждой недели. Ощущение вклада в общее дело, собственной значимости значительно влияет на мотивацию сотрудника. Особенно ценно проводить такие обсуждения, когда ресурсы затрачиваются большие, а результат неочевиден. В идеале сотрудник должен получать 80% замечаний о том, что у нее получается хорошо, и только 20% замечаний на зоны роста. Фокус внимания на позитиве даже более важен, чем негативная критика. Внимание взращивает то, на что внимание направлено.
  4. Культура преемственности. Еще одним фактором выгорания является отсутствие позитивных примеров выхода из актуальной кризисной ситуации. Важно создать для сотрудников возможность перенимать друг от друга опыт в типовых кризисных кейсах. Также важно стимулировать участие сотрудников в проф.сообществах, нацеленных на повышение квалификации. Либо внутри компании, либо в проф.сообществах у сотрудника будет возможность получить поддержку и помощь. Это дает ощущение силы, сотрудничества и роста.
  5. Четкость требований. Размытость требований повышает тревожность сотрудника и риск совершить ошибку. Неопределенность - один из самых сильных стрессовых факторов. Поэтому важно крайне четко прописать все должностные обязанности и спрашивать исключительно по прописанному. Не больше, не меньше. В этом плане сотрудники похожи на детей. Им комфортно, когда есть в меру гибкие и понятные границы. Жесткие границы и отсутствие границ одинаково плохо сказываются на эмоциональном состоянии коллектива.
  6. Взращивание самостоятельности. Чем более директивное руководство, тем в более детской позиции находится команда. Соответственно, в кризисный момент группа «взрослых детей» будет возлагать спасение на своего руководителя, снимая с себя ответственность. При неоправданных ожиданиях, безусловно, именно руководитель окажется крайним. Такие инфантильные сообщества крайне психически не стабильны. Выход один: доверять сотрудникам поручения, требующие самостоятельности и творчества. Далее важно вместе экологично работать над улучшением полученных результатов. Также необходимо поощрять обучения, стимулировать желание карьерного роста. Именно познание нового дает качественное долгосрочное чувство удовлетворенности и самоуважения, которые стоят на противоположном полюсе от выгорания.
  7. Правильная стимуляция. Антипригарной мерой будут бонусные выходные за заслуги, часы в спортзале, спа, в местах для семейного досуга, а вот денежная мотивация может еще сильнее давить на сотрудника и загонять его дальше в переработки и выгорание.
  8. Психологическое образование. Профилактика выгорания - это не только ответственность руководителя, но и ответственность каждого отдельного сотрудника. Поэтому так важно организовывать корпоративные тренинги по работе со своими эмоциональными состояниями, по разрешению конфликтов, по выработке адекватной самооценки, по способам релаксации и снятия стресса, по тайм-менеджменту и другим актуальным для команды направлениям.

Если вы у вас есть другие полезные инструменты против выгорания коллектива, напишите их в комментариях! И не забудьте подписаться! А в своем тг-канале я регулярно публикую практичный и интересный контент на разные психологические темы: https://t.me/mari_glebova_psy. Жду вас у себя в гостях!